ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 3 июля 2006 г. N 01-06/23017
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИКАЗА
ГТК РОССИИ ОТ 30.03.2004 N 395
По итогам проведенного анализа практики применения электронной формы декларирования в таможенных органах Российской Федерации, с целью единообразного применения таможенными органами нормативных правовых актов, регламентирующих применение электронной формы декларирования товаров, разъясняем отдельные положения Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме, утвержденной Приказом ГТК России от 30.03.2004 N 395 (зарегистрирован Минюстом России 22.04.2004, рег. N 5767) (далее - Инструкция).
1. Пунктом 8 Инструкции предусмотрено, что при декларировании товаров в электронной форме одновременно с электронной декларацией лицо, декларирующее товары, подает в электронной форме опись документов, представление которых предусмотрено при таможенном оформлении товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом (далее - опись документов). Таким образом, при начале процедуры декларирования требуется представлять таможенному органу только два электронных документа - таможенную декларацию и опись документов, которые в соответствии с Приказом ГТК России от 16.09.2003 N 1022 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" (зарегистрирован Минюстом России 13.10.2003, рег. N 5171) являются документами, необходимыми для таможенного оформления, и в обязательном порядке должны быть у лица, декларирующего товары.
Необходимо проверить, указаны ли в описи документы, необходимые в соответствии с Приказом ГТК России от 16.09.2003 N 1022 для таможенного оформления, а также указаны ли сведения о них в электронной декларации, а по итогам проверки и в результате применения системы управления рисками принять решение о необходимости представления какого-либо из документов, указанных в описи (пунктом 12 Инструкции предусмотрено, что после прохождения форматно-логического контроля уполномоченное должностное лицо таможенного органа по результатам проверки электронной декларации принимает решение о формах таможенного контроля товаров, а также о необходимости представления электронных документов, указанных в описи документов).
2. Пунктом 5 Инструкции установлено, что электронные документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения, могут быть представлены лицом, декларирующим товары, в формализованном виде в установленных форматах либо, когда формализованный вид документа не предусмотрен, в виде их электронных образов, полученных путем сканирования документов на бумажных носителях. Форматы электронных документов, используемых при декларировании товаров, размещены на WEB-сайте ФТС России. Таким образом, электронные документы, изготовленные путем сканирования бумажных документов, могут использоваться при электронном декларировании только в тех случаях, когда не предусмотрен их формализованный вид.
Пунктом 13 Инструкции предусмотрено, что лицо, декларирующее товары в электронной форме, может представить электронные документы, необходимые для таможенного оформления, которые будут использоваться неоднократно (без внесения в них изменений и дополнений), в том числе до подачи первой электронной таможенной декларации, для их включения в электронный архив. При декларировании электронные долгосрочные документы, помещенные в электронный архив, повторно таможенному органу не представляются. Лицо, декларирующее товары, указывает номер электронного архива, в котором хранятся электронные долгосрочные документы, относящиеся к поданной декларации, в описи документов. Программный продукт КПС "ЭДТ и ТС", используемый в настоящее время при электронном декларировании, доработан и позволяет формировать данный электронный архив.
Однако в таможенных органах сложилась устойчивая практика, характерная для эксперимента, проводившегося в отдельных таможенных органах до 27 июля 2004 года, когда лицо, декларирующее товары, направляет в таможенный орган совокупность данных по сделке (СДС), представляющую собой весь пакет документов, указанных в описи, в электронной форме. То есть лица, декларирующие товары, вместе с каждой электронной декларацией представляют в таможенный орган все документы и не используют возможность формирования электронного архива. Такая практика противоречит Инструкции и существенно увеличивает объем информации, передаваемой при электронном декларировании, что негативно сказывается на скорости ее передачи и работе сервера электронного декларирования.
3. Предлагаем провести разъяснительную работу с лицами, декларирующими товары в электронной форме, разъяснив им вышеуказанные положения Инструкции, и привести практику их работы и практику работы таможенных органов, где применяется электронная форма декларирования, в соответствие с Инструкцией. Также целесообразно разъяснить лицам, декларирующим товары, что ускорение таможенных процедур при использовании этой формы декларирования непосредственно зависит от организации информационных систем, применяемых данными лицами, а также возможности использовать при электронном декларировании электронные документы, представляемые декларантами таможенному брокеру либо декларантам их иностранными контрагентами.
Заместитель руководителя
В.М.МАЛИНИН