ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
29 декабря 2017 года
ПАМЯТКА
ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО НОРМАТИВНОМУ ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ВОПРОСОВ
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Порядок совершения таможенных операций
при перемещении товаров через таможенную границу
Евразийского экономического союза
ВВОЗ (ВЫВОЗ) ТОВАРОВ НА (С) ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
При ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза предусмотрено последовательное совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза и перемещением в соответствии с таможенной процедурой транзита до таможенного органа, в котором будет осуществляться их таможенное декларирование в соответствии с выбранной декларантом таможенной процедурой.
При вывозе товары декларируются в соответствии с таможенной процедурой, предусматривающей их вывоз, а в месте их убытия за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза совершаются таможенные операции, связанные с убытием.
Иностранные товары, ввезенные в любое из государств - членов Евразийского экономического союза и помещенные в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую получение товарами статуса "товаров Евразийского экономического союза", получают право свободно обращаться на всей таможенной территории Евразийского экономического союза.
ПРИБЫТИЕ И УБЫТИЕ ТОВАРОВ, ВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ И ТАМОЖЕННЫЙ
ТРАНЗИТ ТОВАРОВ
Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в сроки, установленные статьей 88 ТК ЕАЭС.
Законодательством Евразийского экономического союза о таможенном деле установлена обязанность предоставления таможенному органу предварительной информации о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобильным, авиационным и железнодорожным транспортом.
Предварительную информацию можно подать через "Личный кабинет участника ВЭД".
Предварительная информация подается таможенному органу государства - члена Евразийского экономического союза, на территории которого находится место ввоза товара, не позднее чем за 2 часа до прибытия товаров и транспортных средств в пункт пропуска
После совершения всех установленных таможенным законодательством Евразийского экономического союза операций с товарами в месте прибытия, такие товары могут быть помещены под избранную таможенную процедуру.
В случае помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, транзитная декларация и документы к ней представляются декларантом процедуры в таможенный орган в электронной форме. Также допускается подача транзитной декларации в бумажной форме в случаях, определяемых правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации.
С марта 2017 года обеспечена возможность применения предварительного декларирования процедуры транзита до прибытия товаров в пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.
При осуществлении выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита таможенным органом отправления устанавливается срок таможенного транзита, место доставки товаров, а в некоторых случаях маршрут перевозки.
После прибытия в установленное место доставки (зону таможенного контроля) для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик представляет в таможенный орган назначения транзитную декларацию и документы к ней:
- в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, - в течение 3 часов с момента их прибытия в место доставки товаров, а в случае прибытия товаров вне времени работы таможенного органа - в течение 3 часов с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа;
- в отношении товаров, перевозимых с использованием водного, воздушного или железнодорожного транспорта, - в течение времени, установленного технологическим процессом (графиком) порта, аэропорта или железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, либо иного срока, установленного законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
После регистрации таможенным органом упомянутых документов:
1) таможенный орган назначения завершает процедуру транзита в возможно короткие сроки, но не позднее 4 часов рабочего времени таможенного органа с момента регистрации подачи транзитной декларации и документов к ней.
2) декларант (перевозчик товаров) совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенное декларирование:
- в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, - не позднее 8 часов рабочего времени таможенного органа после регистрации подачи документов таможенным органом назначения;
- в отношении товаров, перевозимых с использованием водных, воздушных судов или железнодорожного транспорта, - в течение времени, установленного технологическим процессом (графиком) порта, аэропорта или железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, либо иного срока, установленного законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В случае не совершения декларантом упомянутых выше операций, перевозчик обязан не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенным органом назначения подачи документов, совершить таможенные операции по помещению доставленных товаров на временное хранение.
Товары, в отношении которых упомянутые операции не совершены в установленный срок, задерживаются таможенными органами.
Особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита регламентированы положениями Федерального закона Российской Федерации от 29.07.2017 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", которые действуют в части, не противоречащей Таможенному кодексу Евразийского экономического союза.
При прибытии товаров перевозчик или иное лицо, указанное в статье 83 Таможенного кодекса совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение, в сроки, установленные статьей 88 ТК ЕАЭС.
На временное хранение не помещаются товары:
указанные в пункте 6 статьи 88 ТК ЕАЭС;
помещенные под одну из таможенных процедур, предусмотренную подпунктами 2 - 5 пункта 5 статьи 88 ТК ЕАЭС;
в отношении которых осуществлено предварительное таможенное декларирование.
На временное хранение не помещаются товары:
в отношении которых осуществлено предварительное таможенное декларирование;
прибывшие на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) товары ЕАЭС и указанные в пункте 4 статьи 302 ТК ЕАЭС иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) через территорию государства, не являющегося членом ЕАЭС;
международные почтовые отправления;
вывозимые с таможенной территории ЕАЭС, в отношении которых в месте убытия завершено действие таможенной процедуры таможенного транзита;
доставленные в зону таможенного контроля, созданную в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора, имеющего свидетельства второго или третьего типа, при завершении действия таможенной процедуры таможенного транзита. В случае если в течение трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик (или иное заинтересованное лицо) не совершил таможенные операции по таможенному декларированию товаров, то товары должны быть помещены на временное хранение.
Срок временного хранения товаров составляет 4 месяца. Продление указанного срока не предусмотрено ТК ЕАЭС.
ТАМОЖЕННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ТОВАРОВ, ВИДЫ
ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ
Таможенное декларирование - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС.
ТК ЕАЭС предусматривает 2 формы декларирования - электронная и письменная.
Виды таможенной декларации:
1) декларация на товары;
2) транзитная декларация;
3) пассажирская таможенная декларация;
4) декларация на транспортное средство
Формы и порядок заполнения декларации на товары определяются Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257. Предусмотрена возможность при соблюдении определенных условий использовать транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы в качестве декларации на товары с предоставлением упрощенной формы в виде письменного заявления или перечня товаров (Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 263).
В отношении экспресс-грузов может подаваться упрощенная форма заявления, а в отношении других товаров стоимостью не более 1000 евро в эквиваленте - заявление в произвольной письменной форме. Представление Перечня товаров допускается например, в отношении товаров, предназначенных для проведения спортивных соревнований и тренировок, концертов, конкурсов, фестивалей, религиозных, культурных и иных подобных мероприятий, демонстраций на выставках, ярмарках, а также для проведения и освещения официальных и иных мероприятий в средствах массовой информации и заявляемых под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза на срок до одного года, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.
ПОДАЧА И РЕГИСТРАЦИЯ ДЕКЛАРАЦИИ НА ТОВАРЫ
Перед подачей декларации на товары декларант формирует пакет документов, необходимый для таможенного контроля. Все документы, необходимые для таможенного контроля формализуются в форматах, установленных ФТС России, и подлежат размещению в электронном архиве документов декларанта (далее - ЭАДД).
При размещении документа в ЭАДД декларанту направляется идентификационный номер документа, который потом указывается в декларации на товары.
Однократно размещенный в ЭАДД документ не подлежит повторному размещению в ЭАДД и доступен для использования в любом таможенном органе, вне зависимости от его месторасположения.
Подача в электронной форме декларации на товары и документов, на основании которых она заполнена, может производиться:
- с использованием специализированных программных средств, сертифицированных в установленном порядке;
- посредством портала электронного декларирования ФТС России;
- воспользовавшись услугами таможенных представителей.
Поданная декларация на товары проходит автоматический форматный контроль. В процессе его проведения в декларации на товары могут быть выявлены ошибки по формату и структуре. В этом случае она возвращается лицу, ее подавшему, для исправления указанных ошибок.
В случае подачи таможенной декларации в письменной форме таможенному органу представляется ее электронной копии, если иное не установлено ТК ЕАЭС, решением Комиссии Таможенного союза (Коллегии Евразийского экономического союза) либо законодательством государств - членов Евразийского экономического союза в случаях, предусмотренных решением Комиссии Таможенного союза (Коллегии Евразийского экономического союза).
В частности, электронная копия не требуется при подаче пассажирских таможенных деклараций, деклараций на транспортное средство, при подаче письменного заявления или перечня товаров.
Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС, подается до истечения срока временного хранения товаров.
Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории Евразийского экономического союза, подается до их убытия с таможенной территории ЕАЭС, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Таможенные операции, связанные с регистрацией или отказом в регистрации таможенной декларации, совершаются таможенным органом не позднее 1 часа рабочего времени таможенного органа с момента подачи таможенной декларации, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств - членов о таможенном регулировании.
При электронной форме декларирования регистрация декларации на товары может осуществляться как должностным лицом таможенного органа, так и информационной системой таможенного органа в автоматическом (т.е. без участия должностного лица) режиме.
При письменной форме декларирования все операции совершаются должностным лицом.
Дата и время подачи декларации на товары, ее электронной копии и необходимых документов фиксируется таможенным органом в журнале. При электронной форме декларирования дата и время подачи декларации на товары фиксируются в информационных ресурсах автоматически (протоколирование всех действий и операций).
Декларация на товары подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному регистрировать таможенные декларации.
При наличии оснований для отказа в регистрации декларации на товары должностное лицо оформляет лист отказа в регистрации в двух экземплярах по форме с обязательным указанием причин отказа в регистрации декларации.
Таможенный орган отказывает в регистрации декларации на товары, если:
1) таможенная декларация подана таможенному органу, неправомочному регистрировать таможенные декларации;
2) таможенная декларация подана неуполномоченным лицом;
3) не соблюдена форма таможенного декларирования;
4) в таможенной декларации не указаны необходимые сведения;
5) таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;
6) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с ТК ЕАЭС должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации;
7) не совершены действия, которые должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации;
8) не соблюдены особенности таможенного декларирования товаров.
Необходимо отметить, что контроль условий регистрации декларации на товары осуществляется таможенным органом вне зависимости от способа ее регистрации - должностным лицом таможенного органа или информационной системой.
Для целей успешного применения технологии автоматической регистрации особое внимание необходимо уделять правильности заполнения декларации на товары, установленных Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, а также соответствия сведений, заявленных в графе 54 декларации на товары, и указанным в сертификате ключа электронной подписи, которой подписана поданная декларация на товар.
При импорте товаров также важным условием является последовательность совершения действий, связанных с совершением операций, которые должны быть совершены до подачи декларации. Так, если в отношении ввозимого товара ранее была заявлена таможенная процедура таможенного транзита, то перед подачей декларации на товары необходимо прибытие машины в место назначения и представление документов таможенному органу.
Если товар расположен в пункте пропуска (например, аэропорту или морском порту), то должны быть завершены все операции, связанные с прибытием товаров и транспортных средств международной перевозки.
ДЕКЛАРАНТ ТОВАРОВ
Предусмотрена возможность осуществления таможенного декларирования товаров как самим декларантом, так и таможенным представителем по его поручению.
Декларантами могут быть:
1) лицо государства - члена Евразийского экономического союза:
- являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС;
- от имени и (или) по поручению которого заключена сделка;
- имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, - если товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС не в рамках сделки, одной из сторон которой является иностранное лицо;
- являющееся стороной сделки, заключенной с иностранным лицом или с лицом государства-члена в отношении иностранных товаров, находящихся на таможенной территории ЕАЭС;
- являющееся экспедитором, - при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита;
2) иностранное лицо:
- являющееся организацией, имеющей представительство или филиал, созданные и (или) зарегистрированные на территории государства-члена в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур только в отношении товаров, перемещаемых для собственных нужд такого представительства или филиала;
- являющееся собственником товаров, если товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства-члена;
- имеющее право владения и пользования товарами, если товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства-члена, - при заявлении таможенной процедуры таможенного склада, таможенной процедуры временного ввоза (допуска), таможенной процедуры реэкспорта, специальной таможенной процедуры;
- дипломатические представительства, консульские учреждения, представительства государств при международных организациях, международные организации или их представительства, иные организации или их представительства, расположенные на таможенной территории ЕАЭС;
- перевозчик, в том числе таможенный перевозчик, - при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита;
- иностранное лицо, получившее в соответствии с международным договором государства-члена с третьей стороной документ, предусмотренный таким международным договором, предоставляющий такому лицу право на вывоз с таможенной территории Союза товаров, находящихся на таможенной территории ЕАЭС, - при заявлении таможенной процедуры таможенного склада, таможенной процедуры реэкспорта, таможенной процедуры экспорта.
Внесение изменений в декларацию на товары
Предусмотрена возможность внесения изменений в декларацию на товары до выпуска и после выпуска товаров.
Ошибочное указание в декларации на товары реквизитов договоров, транспортных (перевозочных) документов, номера паспорта сделки, наименования либо кода страны отправления, назначения и иных сведений позволяет при соблюдении определенных условий внести изменения в декларацию на товары.
До выпуска сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении следующих условий:
- если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений;
- если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров.
Особо оговаривается, что изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, отличных по своему составу, техническому описанию, качеству, предназначению от товаров, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации.
Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, установлен Решением Коллегии Таможенного союза от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых Решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Европейской экономической комиссии".
ВЫПУСК ТОВАРОВ
Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
В отношении товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, и товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза, перечень которых определяется Комиссией Таможенного союза (Коллегии Евразийского экономического союза), срок выпуска сокращен до четырех часов с момента регистрации декларации на товары.
Основаниями для выпуска являются:
1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) иными международными договорами государств - членов Таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с ТК ЕАЭС,
3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с ТК ЕАЭС.
Выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа путем проставления отметок в декларации на товары (штампа "Выпуск разрешен").
При электронной форме декларирования выпуск товаров, поданными участниками внешнеэкономической деятельности низкого уровня риска, может производиться автоматически, т.е. без участия должностного лица таможенного органа. При этом автоматический выпуск товаров возможен только в отношении автоматически зарегистрированных деклараций на товары.
При несоблюдении условий выпуска товаров таможенный орган не позднее дня истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров. Отказ в выпуске оформляется только должностным лицом таможенного органа.
Таможенный орган оформляет отказ в выпуске в порядке, определенном решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 262.
Обеспечение соблюдения валютного законодательства
Российской Федерации при таможенном декларировании товаров
Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств - членов-ЕАЭС, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования (статья 12 Федерального закона Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Термины и определения:
- паспорт сделки - документ, оформляемый уполномоченным банком, в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.
Наименование мероприятия
|
Документы и (или) сведения
|
1. Шаг:
|
|
Оформление паспорта сделки (оформляется не позднее даты подачи ДТ) в соответствии с Инструкцией от 04.06.2012 N 138-И.
|
Для оформления паспорта сделки резидент представляет в уполномоченный банк одновременно следующие документы и информацию:
- один экземпляр ПС (по форме 1 и (или) по форме 2), заполненный в порядке, приведенном в приложении 4 к Инструкции N 138-И;
- контракт, указанный в главе 5 данной Инструкции, исполнение обязательств по которому требует оформления ПС, либо выписку из такого контракта, содержащую необходимую для оформления ПС информацию;
- иные документы и информацию с учетом требований данной Инструкции, в том числе документы и информацию, которые содержат сведения (включая сведения, определенные (рассчитанные) резидентом самостоятельно), указанные резидентом в заполненной форме ПС.
|
Обращаем внимание!
В случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 000 долл. США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта оформление ПС не требуется (пункт 5.2 Инструкции N 138-И).
|
|
Наименование мероприятия
|
Документы и (или) сведения
|
2. Шаг:
2. Подача участником внешнеэкономической деятельности ДТ.
|
Для помещения товаров под таможенную процедуру представляется:
1. Декларация на товары (ДТ) по форме, утвержденной Решением комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257.
2. Заявляются сведения о документе, подтверждающем соблюдение требований в области валютного контроля в соответствии с валютным законодательством государств - членов Таможенного союза в графе 44 "Дополнительная информация/Предоставленные документы" ДТ.
|
Обращаем внимание!
В соответствии с пунктом 7 статьи 109 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза подача декларации на товары не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым данного пункта.
При этом сохраняется требование об указании в декларации на товары сведений о документах, подтверждающих соблюдение законодательства государств-членов Евразийского экономического союза контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы (в частности сведений о ПС) (ст. 106 ТК ЕАЭС)
Проверка сведений о ПС в ДТ осуществляется с использованием баз данных валютного контроля без влияния на сроки выпуска товаров. Возможные расхождения с базой данных валютного контроля уточняются после выпуска товаров с последующей корректировкой ДТ.
Таможенные органы проводят проверку соблюдения правил заявления в ДТ сведений, необходимых для целей валютного контроля (графа 9 ДТ "Лицо, ответственное за финансовое урегулирование", графа 22 ДТ "Валюта и общая сумма по счету", графа 24 ДТ "Характер сделки", графа 42 ДТ "Цена товара", графа 44 ДТ "Дополнительная информация/Предоставленные документы".
Дополнительно сообщаем, что с 1 марта 2018 года планируется к вступлению в силу Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция N 181-И).
Инструкцией N 181-И предусматривается отмена требования об оформлении резидентами паспорта сделки и введение порядка постановки на учет договоров (контрактов) с присвоением им уникальных номеров. При этом для резидентов-экспортеров предусматривается упрощенный порядок постановки на учет контрактов путем информирования уполномоченного банка о наличии такого экспортного контракта с последующим его представлением.
Для резидентов-импортеров и резидентов сторон кредитного договора (договора займа) устанавливается требование о постановке на учет таких договоров (контрактов) с представлением всех необходимых документов до проведения расчетов или иного исполнения обязательств по указанным договорам (контрактам).
Справочно: Постановка договоров (контрактов) на учет в уполномоченном банке распространяется:
- на импортные контракты - если сумма обязательств по ним равна или превышает в эквиваленте 3 млн. рублей (эквивалент 50 000 долларов США);
- на экспортные контракты - если сумма обязательств по ним равна или превышает в эквиваленте 6 млн. рублей (эквивалент 100 000 долларов США).
|
Перемещение физическим лицом через таможенную границу ЕАЭС
наличных денежных средств и денежных инструментов
Термины и определения:
- наличные денежные средства - денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах - членах Евразийского экономического или государствах (группе иностранных государств), не являющихся членами Евразийского экономического союза, включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки;
- денежные инструменты - дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, которые удостоверяют обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.
Наименование мероприятия
|
Документы и (или) сведения
|
1. Шаг:
|
|
Заполнение пассажирской таможенной декларации, в том числе дополнительного формуляра пассажирской таможенной декларации - "Декларация наличных денег".
Правила перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу ЕАЭС определены Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, утвержденным Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 г. N 51 (далее - Договор).
Информация о порядке перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу ЕАЭС, а также о форме и порядке заполнения пассажирской таможенной декларации, размещена на официальном веб-сайте ФТС России в сети Интернет (www.customs.ru) в разделе "Информация для физических лиц" (декларацию можно заполнить заблаговременно).
|
- форма пассажирской таможенной декларации и порядок ее заполнения, утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 287.
|
Обращаем внимание!
В случае единовременного перемещения наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США (на одно физическое лицо), указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму перемещаемых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков (статьи 3 и 4 Договора), а в случае если наличные денежных средства и (или) дорожные чеки в общей сумме не превышают в эквиваленте 10 000 долларов США, они могут быть задекларированы в письменной форме по желанию физического лица (статьи 3 и 4 Договора).
Денежные инструменты, за исключением дорожных чеков, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, подлежат письменному декларированию независимо от суммы (статьи 3 и 4 Договора).
|
|
2. Шаг:
|
|
Подача физическим лицом пассажирской таможенной декларации.
В местах прибытия на таможенную территорию ЕАЭС или убытия с этой территории для целей таможенного декларирования товаров для личного пользования применяется система двойного коридора, позволяющая физическим лицам, следующим через таможенную границу, осуществить самостоятельный выбор между "красным" коридором (с таможенным декларированием товаров для личного пользования в письменной форме) и "зеленым" коридором.
|
Статьи 256, 257, 260 ТК ЕАЭС
|
Обращаем внимание! Пассажирская таможенная декларация для декларирования физическим лицом наличных денежных средств и денежных инструментов, принадлежащих юридическому лицу, не применяется (декларирование таких денежных средств осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257).
|
Процедуры подтверждения соблюдения
требований мер технического регулирования, установленных
в соответствии с правом Евразийского экономического союза
и законодательством Российской Федерации, при подготовке
к таможенному декларированию и его осуществлении
Таможенные органы обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств - членов-ЕАЭС и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, а также содействуют осуществлению мер по защите жизни и здоровья человека и интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию.
Статьей 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" определены условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
При обнаружении продукции, поступающей в обращение без документа об оценке (подтверждении) соответствия, таможенные органы каждого государства - члена ЕАЭС принимают меры по недопущению выпуска данной продукции в обращение.
Перечень документов и сведений, необходимых при таможенном декларировании товаров и для их выпуска, а также сроки их представления, устанавливаются ТК ЕАЭС.
Ввоз продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, осуществляется в соответствии с Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 N 294.
В ТК ЕАЭС включены нормы, предусматривающие возможность участнику внешнеэкономической деятельности при совершении таможенных операций представлять сведения о разрешительных документах в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений.
Статьей 109 ТК ЕАЭС предусмотрено право декларанта представлять до подачи декларации на товары или после подачи декларации на товары до выпуска товаров документы, подтверждающие сведения о происхождении товаров, соблюдении запретов и ограничений, если сведения о таких документах и (или) сведения из них не могут быть получены таможенным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 80 ТК ЕАЭС, а также может быть установлен порядок представления указанных документов.
При этом документы и (или) сведения, необходимые для совершения таможенных операций, могут не представляться таможенному органу при их совершении, если сведения о таких документах или сведения из них или иные сведения, необходимые таможенным органам для совершения таможенных операций, могут быть получены таможенными органами из информационных систем непосредственно таможенных органов, а также из информационных систем других федеральных органов исполнительной власти в рамках информационного взаимодействия (статья 80 ТК ЕАЭС "Документы или сведения, необходимые для совершения таможенных операций").
В целях информирования участников внешнеэкономической деятельности о возможности получения таможенными органами сведений о документах, необходимых для совершения таможенных операций, и (или) сведений из таких документов, и (или) иных сведений, необходимых таможенным органам для совершения таможенных операций, из информационных систем таможенных органов, а также для ускорения совершения таможенных операций участниками ВЭД и оптимизации проведения таможенного контроля таможенными органами разработан информационный сервис "Разрешительные документы" АПС "Личный кабинет" (далее - Личный кабинет).
Личный кабинет предусматривает два варианта регистрации:
- простой доступ с помощью логина и пароля (типовая роль - просмотр сервисов Личного кабинета);
- полный доступ с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи декларанта (роль пользователя - возможность запроса информации о разрешительном документе в федеральном органе исполнительной власти при помощи системы межведомственного взаимодействия и последующее размещение такого документа в электронном архиве декларанта).
Сведения из Личного кабинета применяются декларантом исключительно в добровольном порядке и их неиспользование не является основанием для отказа в регистрации таможенной декларации и выпуска товаров.
Термины и определения:
- техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к оказанию услуг (статья 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании");
- сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;
- декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Мероприятия по обеспечению соблюдения требований мер
технического регулирования при таможенном декларировании
ввозимых товаров
Наименование мероприятия
|
Документы и (или) сведения
|
1. Шаг:
|
|
Отнесение продукции (товаров) к продукции (товарам) в отношении которой при таможенном декларировании подлежат представлению таможенным органам документы о ее соответствии обязательным требованиям
|
Ввоз продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, осуществляется в соответствии с Положением о порядке ввоза на таможенную территорию ЕАЭС а продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 N 294.
|
2. Шаг:
|
|
Подача участником внешнеэкономической деятельности ДТ.
|
Для помещения товаров под таможенную процедуру представляется:
1. Декларация на товары (ДТ) по форме, утвержденной Решением комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257;
2. Заявляются сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
|
Обращаем внимание!
Статьей 109 ТК ЕАЭС установлено, что подача декларации на товары не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.
Подача декларации на товары на бумажном носителе сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих полномочия лица, подающего декларацию на товары, если иное не установлено законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Также данной статьей предусмотрено право декларанта представлять до подачи декларации на товары или после подачи декларации на товары до выпуска товаров документы, подтверждающие сведения о происхождении товаров, соблюдении запретов и ограничений, если сведения о таких документах и (или) сведения из них не могут быть получены таможенным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 80 ТК ЕАЭС, а также может быть установлен порядок представления указанных документов.
ФТС России разработан Справочник номеров разрешительных документов, указываемых в графе 44 "Дополнительная информация/представляемые документы" декларации на товары. Использование этого справочника декларантами товаров исключит некорректное указание сведений о разрешительных документах в декларации на товары и обеспечит получение таможенными органами сведений о разрешительных документах от ФОИВ посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.
Таможенные органы проводят проверку соблюдения правил заявления в ДТ сведений, необходимых для целей обеспечения безопасности ввозимых товаров (графа 14 ДТ "Декларант", графа 31 ДТ "Грузовые места и описание товаров", графа 33 ДТ "Код товара", графа 34 ДТ "Код страны происхождения", графа 44 ДТ "Дополнительная информация/Представляемые документы".
|
Процедуры подтверждения соблюдения мер нетарифного
регулирования при подготовке к таможенному декларированию
и его осуществлении
Таможенные органы обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, в том числе соблюдение единых мер нетарифного регулирования.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования" (далее - Решение) на таможенной территории ЕАЭС введены следующие единые меры нетарифного регулирования:
запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС товаров по перечню согласно приложению N 1 к Решению;
разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС товаров по перечню согласно приложению N 2.
Кроме того, государства-члены в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить и применять меры нетарифного регулирования в порядке, в порядке, предусмотренном приложением N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе.
Товары, в отношении которых введены единые меры нетарифного регулирования, включаются в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренный пунктом 4 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и публикуемый на официальном сайте ЕАЭС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами (далее - Единый перечень), а также Положения о применении ограничений.
Ввоз и (или) вывоз товаров, включенных в Единый перечень, а также в перечни согласно приложениям N 2 к Решению, осуществляется в порядке, установленном Положениями, утвержденными Решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 и от 21.04.2015 N 30.
При перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС или помещения товаров под таможенные процедуры соблюдение запретов и ограничений подтверждается в случаях и порядке, установленных Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) или нормативными правовыми актами государств-членов ЕАЭС путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
Мероприятия по обеспечению соблюдения мер
нетарифного регулирования при таможенном декларировании
ввозимых товаров
Наименование мероприятия
|
Документы и (или) сведения
|
1. Шаг:
Отнесение продукции (товаров) к товарам, в отношении введены меры нетарифного регулирования.
|
Ввоз и (или) вывоз товаров осуществляется на основании лицензий и заключений (разрешительных документов) в соответствии с Положениями, утвержденными Решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 и от 21.04.2015 N 30.
|
2. Шаг:
|
|
Постановка на контроль лицензии в соответствии с Положением о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 N 687
|
Оригинал лицензии на импорт или экспорт товаров, выданный уполномоченным государственным органом
|
3. Шаг:
|
|
Подача участником внешнеэкономической деятельности ДТ с заявленными сведениями о разрешительных документах
|
Для помещения товаров под таможенную процедуру представляется:
1. Декларация на товары (ДТ) по форме, утвержденной Решением комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257.
2. Заявляются сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений
|
Обращаем внимание!
ТК ЕАЭС установлено, что документы и (или) сведения, необходимые для совершения таможенных операций, могут не представляться таможенному органу при их совершении, если сведения о таких документах, и (или) сведения из них, и (или) иные сведения, необходимые таможенным органам для совершения таможенных операций, могут быть получены таможенными органами из информационных систем таможенных органов, а также из информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия таможенных органов и государственных органов (организаций) государств-членов. В таком случае лица, определенные настоящим Кодексом, указывают сведения об этих документах и (или) сведениях в таможенной декларации или представляют их таможенным органам иным способом в соответствии с ТК ЕАЭС.
Информация о возможности получения таможенными органами сведений о документах, необходимых для совершения таможенных операций, и (или) сведений из таких документов, и (или) иных сведений, необходимых таможенным органам для совершения таможенных операций, из информационных систем таможенных органов, а также из информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия доводится до общего сведения путем размещения на официальных сайтах таможенных органов в сети Интернет и (или) распространения информации иным способом.
|
Процедуры подтверждения соблюдения требований
законодательства Российской Федерации в области экспортного
контроля при подготовке к таможенному декларированию
и его осуществлении
Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля
Термины и определения приведены в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле".
Мероприятия по обеспечению
соблюдения законодательства в области экспортного контроля
при таможенном декларировании вывозимых (ввозимых) товаров
(продукции двойного назначения)
Наименование мероприятия
|
Документы и (или) сведения
|
|
1. Шаг:
Отнесение декларируемых товаров к товарам, в отношении которых установлены запреты и ограничения в области экспортного контроля.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.
С информацией о списках (перечнях) товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю (продукция двойного назначения) можно ознакомиться на сайте ФТС России в разделе "Сайт для участников ВЭД" в рубриках:
"Запреты и ограничения/ Экспортный контроль и военно-техническое сотрудничество/ Идентификация товаров для целей экспортного контроля, в том числе продукции военного назначения";
"Поддержка экспорта/ Товары, подлежащие экспортному контролю, в том числе продукция военного назначения/ Перечни подконтрольных товаров"
или на официальном сайте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю http://fstec.ru (раздел "Экспортный контроль/ Документы/ Списки контролируемых товаров" (продукция двойного назначения)
|
Ввоз и (или) вывоз товаров осуществляется на основании лицензий и разрешений (разрешительных документов) в соответствии с положениями, утвержденными следующими "Об экспортном контроле" идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.
С информацией о списках (перечнях) товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю (продукция двойного назначения) можно ознакомиться на сайте ФТС России в разделе "Сайт для участников ВЭД" в рубриках:
"Запреты и ограничения/ Экспортный контроль и военно-техническое сотрудничество/ Идентификация товаров для целей экспортного контроля, в том числе продукции военного назначения";
"Поддержка экспорта/ Товары, подлежащие экспортному контролю, в том числе продукция военного назначения/ Перечни подконтрольных товаров"
или на официальном сайте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю http://fstec.ru (раздел "Экспортный контроль/ Документы/ Списки контролируемых товаров" (продукция двойного назначения)
|
Ввоз и (или) вывоз товаров осуществляется на основании лицензий и разрешений (разрешительных документов) в соответствии с положениями, утвержденными следующими постановлениями Правительства Российской Федерации:
от 7 июня 2001 г. N 447 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники";
от 14 июня 2001 г. N 462 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях";
от 24 сентября 2001 г. N 686 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия";
от 29 августа 2001 г. N 634 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий";
от 15 декабря 2000 г. N 973 "Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий";
от 16 апреля 2001 г. N 296 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия";
15 августа 2005 г. N 517 "О порядке получения разрешения комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности".
|
2. Шаг:
Постановка лицензии на контроль в таможенном органе, указанном в графе 23 лицензии ФСТЭК России, в соответствии с Положением о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 687;
приказ ФТС России от 29.12.2011 N 2652 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, направленных на реализацию Положения о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров".
|
Для постановки лицензии на контроль представляются:
1. Оригинал лицензии ФСТЭК России.
2. Заявление владельца лицензии, составленное в произвольной форме, содержащее сведения и документы, предусмотренные пунктом 5 Положения о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 N 687.
|
|
3. Шаг:
Подача участником внешнеэкономической деятельности декларации на товары.
|
Для помещения товаров под таможенную процедуру представляются:
1. Декларация на товары (ДТ) по форме, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257.
2. Заявляются сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
|
Процедуры подтверждения соблюдения требований
законодательства Российской Федерации в области
военно-технического сотрудничества при подготовке
к таможенному декларированию и его осуществлении
Термины и определения:
- военно-техническое сотрудничество - деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения;
- продукция военного назначения - вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области, за исключением информации, которая может быть опубликована в соответствии с законодательством Российской Федерации в средствах массовой информации, произведениях науки, литературы и искусства, рекламных материалах;
- субъекты военно-технического сотрудничества - российские организации, получившие право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;
- иностранные субъекты военно-технического сотрудничества - иностранные юридические и физические лица, имеющие право на осуществление военно-технического сотрудничества в соответствии с законодательством своих государств.
Мероприятия по обеспечению соблюдения законодательства
в области военно-технического сотрудничества при таможенном
декларировании вывозимых (ввозимых) товаров
1. Шаг:
|
|
Отнесение продукции (товаров) к товарам, в отношении которых установлены запреты и ограничения
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.
С информацией о списках (перечнях) товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в том числе продукции военного назначения можно ознакомиться на сайте ФТС России в разделе "Сайт для участников ВЭД" в рубриках:
"Запреты и ограничения/ Экспортный контроль и военно-техническое сотрудничество/ Идентификация товаров для целей экспортного контроля, в том числе продукции военного назначения";
"Поддержка экспорта/ Товары, подлежащие экспортному контролю, в том числе продукция военного назначения/ Перечни подконтрольных товаров"
или на официальном сайте Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству http://www.fsvts.gov.ru (раздел "Заключения об отнесении к ПВН" (продукции военного назначения)
|
В соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" ввоз и (или) вывоз товаров осуществляется на основании лицензий, выдаваемых в соответствии с Положением о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10.09.2005 N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами".
Классификатор продукции военного назначения, ввоз и вывоз которой осуществляются по лицензиям, выдаваемым Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству (Приложение N 3 к указанному Положению).
|
2. Шаг:
Регистрация лицензии ФСВТС России в таможенном органе в соответствии с Положением о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 N 687;
приказ ФТС России от 29.12.2011 N 2652 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, направленных на реализацию Положения о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров".
|
Для постановки лицензии на контроль представляются:
1. Оригинал лицензии ФСВТС России;
2. Заявление владельца лицензии, составленное в произвольной форме, содержащее сведения и документы, предусмотренные пунктом 5 Положения о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 N 687.
|
3. Шаг:
Подача участником внешнеэкономической деятельности ДТ.
|
Для помещения товаров под таможенную процедуру представляются:
1. Декларация на товары (ДТ) по форме, утвержденной Решением комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257.
2. Заявляются сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
|
Обращаем внимание!
ФТС России разработан Справочник номеров разрешительных документов, указываемых в графе 44 "Дополнительная информация/представляемые документы" декларации на товары. Использование этого справочника декларантами товаров исключит некорректное указание сведений о разрешительных документах в декларации на товары и обеспечит получение таможенными органами сведений о разрешительных документах из информационных ресурсов таможенных органов.
|
Процедуры по обеспечению защиты прав интеллектуальной
собственности при подготовке к таможенному декларированию
и его осуществлении
Таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают защиту прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза (пункт 2 статья 351 ТК ЕАЭС).
Правовыми документами, регулирующими вопросы защиты прав интеллектуальной собственности на территории государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), являются:
- Договор о ЕАЭС (раздел 23 "Интеллектуальная собственность");
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (глава 52 "Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами");
- национальное законодательство государств-членов ЕАЭС.
Таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, таможенный реестр которых ведется данными таможенными органами в государстве-члене таможенного союза, и объекты интеллектуальной собственности, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза (далее - таможенные реестры ОИС),
Обращаем внимание!
Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности не применяются таможенными органами: в отношении товаров перемещаемых через таможенную границу:
1) в отношении товаров перемещаемых через таможенную границу и помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенную процедуру уничтожения;
2) в отношении отдельных категорий товаров, к которым применяется специальная таможенная процедура (случаи и порядок мер определяются Комиссией).
3) в отношении товаров перемещаемых через таможенную границу и помещаемых под таможенные процедуры перемещаемых через таможенную границу Союза товаров, предназначенных для официального пользования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, представительствами государств при международных организациях, международными организациями или их представительствами, иными организациями или их представительствами, расположенными на таможенной территории ЕАЭС.
Наименование мероприятия
|
Документы и (или) сведения
|
1. Шаг:
|
|
Установление факта, что товары свободны от притязаний третьих лиц, основанных на интеллектуальной собственности
Проверка предоставления защиты прав на объект интеллектуальной собственности на территориях государств-членов ЕАЭС со стороны таможенных органов.
2. Шаг.
Подача участником внешнеэкономической деятельности ДТ.
|
Сведения единого таможенного реестра ОИС и таможенных реестров ОИС государств-членов ЕАЭС.
Для помещения товаров под таможенную процедуру представляется:
1. Декларация на товары (ДТ), оформленная и заполненная в соответствиями с требованиями установленными Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257;
2. Документы, подтверждающие передачу прав на объекты интеллектуальной собственности (авторский, лицензионный договор, свидетельство о регистрации объекта интеллектуальной собственности, договор на использование товарного знака и тому подобные документы);
3. Документы, подтверждающие введение в гражданский оборот на таможенной территории ЕАЭС товаров, обозначенных товарным знаком, с согласия правообладателя (дилерский, дистрибьютерский договор, письменное согласие и тому подобные документы).
|
Обращаем внимание!
В случае, если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенных в таможенные реестр ОИС, таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, то выпуск таких товаров приостанавливается сроком на 10 (десять) рабочих дней.
Вместе с тем, в соответствии с национальным законодательством таможенные органы вправе приостановить выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в таможенные реестры ОИС, в порядке, определенном законодательством государств-членов ЕАЭС (процедура "ex officio").
Порядок и правила маркировки ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками" и приказом ФТС России от 7 октября 2010 г. N 1849 "Об утверждении Правил приобретения акцизных марок для маркировки алкогольной продукции и контроля за их использованием".
|
Уплата таможенных пошлин, налогов в отношении
товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского
экономического союза
В соответствии со статьей 51 ТК ЕАЭС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, а также иные товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС.
Уплата таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союз), осуществляется в зависимости от условий избранной лицом таможенной процедуры.
На основании пункта 1 статьи 52 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиком таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 52 ТК ЕАЭС, когда их исчисление производится таможенным органом.
Согласно пункта 2 статьи 51 ТК ЕАЭС базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено ТК ЕАЭС.
При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54, за исключением случаев, предусмотренных Договором о Союзе, а также случаев, когда в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами Союза с третьей стороной для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 ТК ЕАЭС случаи и условия предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифных льгот), а также порядок их применения определяются в соответствии с Договором о Союзе.
Пунктом 1 статьи 43 Договора о Союзе установлено, что в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза, могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. При этом тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер и применяются независимо от страны происхождения.
Согласно пункту 4 приложения N 6 к Договору о Союзе установлено, что тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза из третьих стран, могут предоставляться также в иных случаях, установленных Договором о Союзе, международными договорами Союза с третьей стороной, решениями Евразийской экономической комиссии.
Вопросы применения освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин регулируются приложением N 6 к Договору о Союзе, а также Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".
Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 N 728.
Ставки вывозных таможенных пошлин установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 754.
Льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов Союза (пункт 3 статьи 49 ТК ЕАЭС).
Тарифные льготы в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, установлены статьей 35 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" и не могут носить индивидуальный характер (статья 34 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1).
На основании пункта 4 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства - члена, в котором в соответствии со статьей 61 ТК ЕАЭС они подлежат уплате.
В Российской Федерации ставки налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов установлены частью второй Налогового кодекса (далее - НК РФ) Российской Федерации. База для исчисления налогов определяется в соответствии со статьей 53 НК РФ.
Случаи освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров в Российскую Федерацию установлены статьей 150 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 47 ТК ЕАЭС плательщики таможенных сборов, объекты обложения таможенными сборами, база для исчисления таможенных сборов, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, взыскания и возврата (зачета), а также случаи, когда таможенные сборы не уплачиваются, устанавливаются законодательством государств - членов Союза.
До вступления в силу Федерального закона Российской Федерации "О таможенном регулировании" (далее - Закон) порядок применения ставок таможенных сборов, взимаемых таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров (далее - сборы за таможенные операции), таможенным сопровождением товаров, хранением товаров определяется статьей 126 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Ставки таможенных сборов за таможенные операции установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2017 г. N 863.
Ставки таможенных сборов за таможенное сопровождение и хранение установлены частями 5 и 6 статьи 130 Федерального закона N 311-ФЗ.
После вступления в силу Закона ставки таможенных сборов за таможенное сопровождение и хранение будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
До вступления в силу Закона перечень товаров, в отношении которых применяется освобождение от уплаты таможенных сборов, определен статьей 131 Федеральным законом N 311-ФЗ.
После вступления в силу Закона перечень таких товаров будет определяться статьей 47 Закона.
На основании статьи 52 ТК ЕАЭС сведения об исчислении таможенных пошлин, налогов указываются в декларации на товары, таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Евразийской экономической комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 ТК ЕАЭС, таможенном документе, указанном в абзаце втором пункта 4 статьи 277 ТК ЕАЭС.
При исчислении таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в подпунктах 2, 3, 5, 6 и 11 пункта 2 статьи 52 ТК ЕАЭС, сведения об исчислении таможенных пошлин, налогов указываются в расчете таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов обеспечивается в случаях, установленных пунктом 1 статьи 62 ТК ЕАЭС.
Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов предусмотрены статьей 63 ТК ЕАЭС.
Размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов определяется в соответствии со статьей 65 ТК ЕАЭС.
Возврат (зачет) сумм излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов осуществляется в случаях, установленных статьей 67 ТК ЕАЭС при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе.
Порядок возврата (зачета) излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов, а также денежного залога определен статьями 147 и 149 Федерального закона N 311-ФЗ.