ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ИНФОРМАЦИЯ
ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ
ХРАНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ИЗЪЯТЫХ
(АРЕСТОВАННЫХ) ТОВАРОВ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ И ДЕЛАМ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
При передаче на хранение в сторонние организации товаров, изъятых (арестованных) в рамках производства по делам об административных правонарушениях (далее - дела об АП), предметов и документов, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела (вещественные доказательства), таможенные органы руководствуются следующим.
В отношении изъятых (арестованных) товаров таможенный орган, в производстве которого находится дело об АП, обязан принять необходимые меры по обеспечению их сохранности до разрешения дела по существу <1>.
--------------------------------
<1> Часть 3 статьи 26.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КОАП РФ).
Приобщенные к уголовному делу вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле до вступления приговора в законную силу либо истечения срока обжалования решения о прекращении уголовного дела и передаваться вместе с уголовным делом, за исключением отдельных категорий предметов <2>.
--------------------------------
<2> Часть 1, 2 статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).
В постановлении по делу об АП должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах <3>.
--------------------------------
<3> Часть 3 статьи 29.10 КоАП РФ.
При вынесении приговора, определения или постановления о прекращении уголовного дела должен быть решен вопрос о вещественных доказательствах <4>.
--------------------------------
<4> Часть 3 статьи 81 УПК РФ.
Товары, подлежащие таможенному декларированию, в отношении которых принято решение об их возврате, в том числе в случае отмены решения о конфискации товаров либо замены наказания (взыскания) в виде конфискации иным видом наказания (взыскания), должны быть помещены на временное хранение не позднее 10 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу решений, перечисленных в пункте 4 статьи 98 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
В случае, если в отношении товаров, подлежащих возврату, до истечения вышеуказанного срока подана таможенная декларация, их помещение на временное хранение не осуществляется <5>.
--------------------------------
<5> Пункт 6 статьи 98 ТК ЕАЭС.
Таможенные органы (при отсутствии возможности обеспечить хранение в таможенном органе) для хранения изъятых (арестованных) товаров в сторонних организациях заключают государственные контракты (договоры) на возмездной либо безвозмездной основе.
Возмездные договоры связаны с расходованием бюджетных средств, в связи с чем они заключаются в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), в соответствии с которым заказчики при осуществлении закупок товаров, работ, услуг используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) <6>.
--------------------------------
<6> Часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ.
При заключении безвозмездных договоров положения Федерального закона N 44-ФЗ таможенными органами не применяются <7>.
--------------------------------
<7> Письма Минфина России от 23.08.2017 N 24-02-07/54128, от 29.11.2017 N 24-01-10/79406.
Таможенные органы при выборе сторонних организаций учитывают, в том числе, место расположения склада, свободную площадь используемых на складах помещений для хранения товаров, а также соблюдение необходимых условий хранения для отдельных видов товаров.
Во время действия безвозмездного договора (с момента применения меры обеспечения административного производства (изъятие/арест) до вступления постановления по делу об АП в законную силу у лица, являющегося законным владельцем (собственником) товаров, расходы (издержки) за их хранение не возникают <8>.
--------------------------------
<8> Статья 24.7 КОАП РФ.
Со дня, следующего за днем вступления в законную силу постановления по делу об АП, в котором указано, что изъятые (арестованные) товары подлежат возврату законному владельцу, действие безвозмездного договора между таможенным органом и сторонней организацией - хранителем в отношении указанных товаров прекращается.
С этого дня бремя содержания принадлежащего имущества (товара) несет его законный владелец (собственник). В связи с чем хранитель, со дня, следующего за днем вступления постановления по делу об АП в законную силу, вправе требовать от него возмещение расходов, связанных с их хранением <9>.
--------------------------------
<9> Статьи 210, 889, 896, 899 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Расходы на хранение вещественных доказательств по уголовным делам отнесены к процессуальным издержкам <10> и возмещаются за счет средств федерального бюджета или по решению суда взыскиваются с осужденных <11>.
--------------------------------
<10> Пункт 6 части 2 статьи 131 УПК РФ.
<11> Части 1, 2 стати 132 УПК РФ.
В случае хранения вещественных доказательств по уголовному делу на основании безвозмездного договора расходы за их хранение у лица, являющегося законным владельцем (собственником) предметов, не возникают.
Со дня, следующего за днем вступления в законную силу приговора, вынесения постановления или определения о прекращении уголовного дела, организация - хранитель по договору безвозмездного хранения предметов, признанных вещественными доказательствами по уголовному делу, вправе требовать оплату за их хранение с законного владельца (собственника) <12>.
--------------------------------
<12> Статьи 210, 889, 896, 899 Гражданского кодекса Российской Федерации.