ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 18 ноября 2004 г. N СН-2177/12
ПО ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ТАРИФОВ, УТВЕРЖДЕННЫХ
ПРИКАЗОМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТАРИФАМ ОТ 07.09.2004
N 69-Э/4 "О ПРЕДЕЛЬНЫХ УРОВНЯХ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ
И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ НА 2005 - 2006 ГОДЫ"
В связи с многочисленными вопросами, возникающими в процессе применения предельных уровней тарифов конечных потребителей, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 07.09.2004 N 69-э/4 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005 - 2006 годы" (зарегистрировано Минюстом России 28 сентября 2004 г., регистрационный номер 6047) (далее - Приказ), на основании п. 6.13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 "Об утверждении положения о Федеральной службе по тарифам" Федеральная служба по тарифам дает следующие разъяснения.
Вышеуказанным Приказом были утверждены и введены в действие предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию по субъектам Российской Федерации, поставляемую региональными АО-энерго, а также иными энергоснабжающими организациями, не входящими в состав АО-энерго. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы для всех групп потребителей (население, бюджетные и т.д.) устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней тарифов на очередной финансовый год (то есть на период с 1 января по 31 декабря соответствующего года) вне зависимости от даты введения в действие тарифа предыдущего периода регулирования. Необходимо отметить, что формулировка "региональные энергоснабжающие организации", используемая в п. 1 и п. 2, а также в приложении 2 Приказа, включает в себя региональные акционерные общества энергетики и электрификации, а также энергоснабжающие организации, образованные в процессе реформирования региональных акционерных обществ энергетики и электрификации.
Приказом ФСТ России были утверждены следующие предельные уровни тарифов:
1. Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую региональными АО-энерго, которые утверждены п. 1 и п. 2 Приказа согласно приложению 1 и приложению 2 соответственно. Указанные предельные уровни тарифов по своему экономическому содержанию - средневзвешенные тарифы, так как утверждены без учета календарной разбивки и разбивки по категориям потребителей. При утверждении указанных тарифов ФСТ России учитывала, что средневзвешенный тариф рассчитывается как частное необходимой валовой выручки организации за период регулирования (календарный год) и соответствующего полезного отпуска электрической (тепловой) энергии всем группам собственных потребителей. Таким образом, указанные тарифы фактически характеризуют предельный рост необходимой валовой выручки АО-энерго. Это означает, что тариф для определенной группы потребителей, устанавливаемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов, может отличаться от средневзвешенного тарифа, утвержденного Приказом. Однако средневзвешенный тариф, рассчитанный на основе тарифов, установленных органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования по всем группам потребителей, с учетом всех видов дифференциации, не может быть установлен на уровне выше предельного максимального или ниже предельного минимального средневзвешенных тарифов, утвержденных Приказом. Также сообщаем, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" "решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им тарифов, уровень которых превышает предельный уровень, установленный Правительством Российской Федерации, подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, осуществляемому в порядке, устанавливаемом правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, до принятия указанного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации". При этом установление тарифов, при которых рассчитанное значение средневзвешенного тарифа составляет величину ниже предельного минимального средневзвешенного тарифа, не допускается.
2. Предельные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую региональными АО-энерго и иными энергоснабжающими организациями городскому населению, проживающему в домах, оборудованных газовыми плитами, утверждены п. 3 Приказа согласно приложению 3. Также сообщаем, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" "решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им тарифов, уровень которых превышает предельный уровень, установленный Правительством Российской Федерации, подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, осуществляемому в порядке, устанавливаемом правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, до принятия указанного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации". При этом установление тарифов на электрическую энергию, поставляемую региональными АО-энерго и иными энергоснабжающими организациями городскому населению, проживающему в домах, оборудованных газовыми плитами, на уровне ниже предельного минимального тарифа, утвержденного Приказом согласно приложению 3, не допускается.
3. Для потребителей иных энергоснабжающих организаций п. 5 Приказа установлен предельный максимальный тариф на электрическую энергию, рассчитанный исходя из действующего тарифа, утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов, по состоянию на 31 декабря 2004 г. и максимального роста тарифа для населения на 2005 год. При утверждении данных тарифов ФСТ России учитывала тот факт, что потребителями услуг предприятий коммунальной энергетики в значительной степени является население. Для населения предельный максимальный рост тарифа от АО-энерго составляет 125%, в этой связи рост тарифа для потребителей предприятий коммунальной энергетики соответствует максимальному росту тарифа населения. Однако необходимо отметить, что в случае, если основную долю потребителей составляют другие группы потребителей (например, бюджетные потребители), рост тарифов на электрическую энергию, отпускаемую соответствующим коммунальным предприятием, может быть и ниже 125%.
4. Для потребителей иных энергоснабжающих организаций п. 6 Приказа установлены предельные минимальные тарифы на тепловую энергию по субъектам Российской Федерации, рассчитанные исходя из средневзвешенного тарифа, сложившегося на период, предшествующий регулированию, по субъекту Российской Федерации, и уровня ИПЦ (индекс потребительских цен) на соответствующий период регулирования. Данный тариф является средневзвешенным по всем потребителям иных энергоснабжающих организаций соответствующего субъекта Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, сообщаем, что только фиксированные тарифы, утвержденные органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в рамках вышеуказанных предельных уровней, могут быть использованы для целей формирования бюджетов организаций на 2005 - 2006 гг. При этом следует отметить, что прогнозные величины тарифов бюджетных организаций, планируемые к утверждению в субъектах Российской Федерации, следует запрашивать у органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов.
С.Г.НОВИКОВ