МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
20 июня 2011 г. N 12-6
Утверждаю
Директор Федеральной службы
судебных приставов -
главный судебный пристав
Российской Федерации
А.О.ПАРФЕНЧИКОВ
20 июня 2011 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЛУЖЕБНЫХ ПРОВЕРОК В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ
СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях единообразного применения Инструкции об организации служебных проверок в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах, утвержденной Приказом ФССП России от 20.09.2010 N 427 (далее - Инструкция), а также для разъяснения отдельных ее положений.
1.2. Инструкция определяет порядок организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих ФССП России и ее территориальных органов (далее - гражданские служащие).
1.3. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или письменному заявлению гражданского служащего.
1.4. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:
факт, время, место, обстоятельства, цели и мотивы совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
вина гражданского служащего, в случае совершения дисциплинарного проступка несколькими гражданскими служащими - вина каждого;
деловые и личные качества гражданского служащего, совершившего дисциплинарный проступок, иные характеризирующие его данные;
обстоятельства, причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
характер и размер вреда (ущерба), причиненного гражданским служащим в результате совершения дисциплинарного проступка;
обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
1.5. В соответствии со ст. 57 Федерального закона за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
4) исключен. - Изменения, утв. ФССП России 26.03.2015 N 0012/4;
5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, подп. "а" - "г" п. 3, пп. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
2. Организация служебной проверки
2.1. При инициировании служебной проверки на имя представителя нанимателя готовится служебная записка (согласно п. 4 Инструкции, в центральном аппарате ФССП России - на имя директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации (далее - Директор); в территориальном органе ФССП России - на имя руководителя территориального органа).
В служебной записке указываются факт, время, место, обстоятельства, должность, фамилия, имя, отчество гражданского служащего, в отношении которого необходимо провести служебную проверку, и нарушенные им в результате дисциплинарного проступка пункты и статьи действующего законодательства, а также нормативных правовых актов Службы (приложение N 1).
Также необходимо учитывать срок, прошедший с момента совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" днем обнаружения дисциплинарного проступка, с которого начинается месячный срок (в течение которого к гражданскому служащему может быть применено дисциплинарное взыскание), считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен гражданский служащий, стало известно о совершении дисциплинарного проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.
2.2. Одной служебной запиской допускается инициирование служебной проверки как в отношении одного, так и нескольких гражданских служащих (приложение N 2).
2.3. В служебной записке инициатор служебной проверки предлагает кандидатуру от структурного подразделения центрального аппарата или аппарата управления территориального органа ФССП России (далее - территориальный орган), с указанием должности, Ф.И.О. для включения в состав комиссии по проведению служебной проверки и уведомляет его об этом.
2.4. В случае, когда инициатором служебной проверки в отношении гражданского служащего является подразделение противодействия коррупции <*> или гражданский служащий, обратившийся с заявлением о проведении служебной проверки, либо служебная проверка назначена по представлению органов прокуратуры, в комиссию по проведению служебной проверки включается специалист профильного структурного подразделения центрального аппарата или аппарата управления территориального органа Службы, к компетенции которого относятся выявленные нарушения.
--------------------------------
<*> Управление противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности ФССП России; отдел (группа) противодействия коррупции территориального органа ФССП России.
2.5. Для проведения служебной проверки в отношении руководителя подразделения противодействия коррупции председателем комиссии назначается один из заместителей представителя нанимателя, при этом незамедлительно информируется УПК (п. 1 распоряжения Директора от 28.09.2009 N 31-р).
Копия приказа о проведении служебной проверки не позднее суток с момента регистрации приказа направляется факсимильной связью руководителю УПК.
2.6. При инициировании служебной проверки в отношении каждого гражданского служащего необходимо издавать отдельный приказ о ее проведении (приложение N 4).
2.7. В приказе о проведении служебной проверки кроме данных, указанных во втором абзаце п. 10 Инструкции, необходимо отражать, на кого из членов комиссии возложены полномочия по затребованию письменного объяснения от гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка (приложение N 3).
2.8. Во исполнение п. 10 Инструкции проект приказа о проведении служебной проверки готовится работником подразделения противодействия коррупции и представляется председателю комиссии одновременно с проектом плана о проведении служебной проверки для утверждения представителем нанимателя.
2.9. Представление на регистрацию приказа о проведении служебной проверки необходимо поручать работнику подразделения противодействия коррупции, ответственному за его подготовку.
2.10. Копия приказа о проведении служебной проверки и план ее проведения вручаются под расписку работнику, которому поручена подготовка заключения по результатам служебной проверки, для ознакомления членов комиссии.
Ознакомление гражданского служащего с приказом о проведении в отношении него служебной проверки также поручается указанному работнику.
3. Участники служебной проверки и их полномочия
3.1. Полномочия каждого члена комиссии прописываются в плане по служебной проверке с указанием конкретных сроков исполнения (приложение N 5).
3.2. При включении в состав комиссии представителя подразделения по вопросам государственной службы и кадров ему необходимо поручать подготовку копий должностного регламента, других характеризующих материалов и передачу их члену комиссии, на которого возложены полномочия по подготовке заключения по результатам служебной проверки, для приобщения к материалам служебной проверки.
3.3. Члену комиссии, которому поручена подготовка заключения по результатам служебной проверки, необходимо поручать готовить лист ознакомления с Инструкцией (п. 16) и знакомить с ней членов комиссии под роспись. Лист ознакомления приобщается к материалам служебной проверки (приложение N 9).
3.4. При обнаружении признаков преступления, административного правонарушения или нарушения служебной дисциплины член комиссии немедленно докладывает об этом председателю комиссии и должностному лицу, принявшему решение о проведении служебной проверки, в письменной форме.
3.5. В случае если член комиссии по уважительной причине (болезнь, отпуск, командировка и т.п.) не может принимать дальнейшее участие в служебной проверке, издается приказ о внесении изменений в состав комиссии.
Подготовка, согласование и регистрация данного приказа поручается представителю подразделения по вопросам государственной службы и кадров, включенному в состав комиссии по проведению служебной проверки.
3.6. Подготовка, согласование и регистрация приказа о временном отстранении от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы (п. 22 Инструкции) также поручается члену комиссии от подразделения по вопросам государственной службы и кадров.
4. Проведение служебной проверки
4.1. Согласно п. 11 Инструкции (п. 6 ст. 59 Федерального закона) служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении.
Месячный срок проведения служебной проверки необходимо исчислять со дня регистрации приказа о проведении служебной проверки в отношении гражданского служащего.
Сроки проведения служебной проверки не приостанавливаются и не продлеваются.
4.2. Подготовку заключения по результатам служебной проверки, согласование с членами комиссии и представление материалов служебной проверки председателю комиссии необходимо возлагать на члена комиссии, представленного от подразделения, инициировавшего проведение служебной проверки (приложение N 3).
Например, если инициатором служебной проверки являлось подразделение по вопросам организации исполнительного производства, то полномочия, указанные в п. 4.2, возлагаются на работника, включенного в состав комиссии от данного подразделения.
4.3. В случае если от гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, не представляется возможным по уважительным причинам получить письменное объяснение (временная нетрудоспособность, пребывание в отпуске и т.п.), выводы о его виновности (невиновности) предлагается делать на основании имеющихся материалов, о чем указывать в заключении.
По выходу гражданского служащего на службу у него запрашивается письменное объяснение, с учетом которого принимается решение о применении или о неприменении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания.
5. Оформление результатов служебной проверки
5.1. После утверждения заключения уполномоченным должностным лицом оно направляется председателем комиссии руководителю подразделения по вопросам государственной службы и кадров для подписи (п. 10 ст. 59 Федерального закона) и подготовки проекта приказа о применении дисциплинарного взыскания в соответствии с п. 28 Инструкции (приложение N 10).
В случае если председателем комиссии по проведению служебной проверки является руководитель подразделения по вопросам государственной службы и кадров, его подпись, установленная п. 10 ст. 59 Федерального закона, в заключении по результатам служебной проверки не требуется.
5.2. Письменное заключение по результатам служебной проверки приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка (п. 10 ст. 59 Федерального закона), а заверенная копия заключения направляется в подразделение противодействия коррупции и приобщается к материалам служебной проверки.
6. Порядок применения дисциплинарного
взыскания и ознакомления гражданского служащего с актом
о применении дисциплинарного взыскания
6.1. Согласно п. 6 ст. 58 Федерального закона копия акта о применении дисциплинарного взыскания вручается гражданскому служащему под роспись в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
В случае если вручить данный акт (приказ о дисциплинарной ответственности) по уважительным причинам не представляется возможным (временная нетрудоспособность, пребывание в отпуске, другие случаи отсутствия на службе), допустимо регистрировать и вручать его гражданскому служащему по выходу на службу, поскольку в срок, установленный для применения дисциплинарного взыскания, согласно пп. 4, 5 ст. 58 Федерального закона период отсутствия гражданского служащего по уважительной причине и время проведения служебной проверки не включаются.
Применить дисциплинарное взыскание не представляется возможным, если гражданский служащий будет отсутствовать на службе более шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - более двух лет. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ст. 58 Федерального закона).
О невозможности применения дисциплинарного взыскания к гражданскому служащему по результатам служебной проверки представитель нанимателя (п. 4 Инструкции) информируется служебной запиской.
7. Учет, формирование и хранение материалов
служебных проверок
7.1. Служебные проверки учитываются в Журнале учета служебных проверок (далее - Журнал), а также в электронном виде, удобном для работы (приложение N 11).
При этом каждой служебной проверке присваивается порядковый регистрационный номер, под которым служебные проверки вносятся в Журнал (в пределах текущего года).
7.2. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью и зарегистрирован в установленном порядке.
7.3. Материалы служебной проверки подшиваются в номенклатурное дело (твердую обложку из картона), постранично нумеруются карандашом в верхнем правом углу, составляется внутренняя опись, которая заверяется составителем (приложение N 13).
7.4. В листе-заверителе цифрами и прописью указываются количество листов и особенности отдельных документов. Лист-заверитель подписывается составителем с указанием даты и расшифровкой подписи (приложение N 14).
7.5. На обложке служебной проверки указываются необходимые сведения, в том числе порядковый регистрационный номер, под которым служебная проверка учтена в Журнале (приложение N 12).
7.6. Сформированные материалы служебных проверок размещают в служебной комнате подразделения противодействия коррупции (подразделения государственной службы и кадров в случае, когда штатная численность подразделения противодействия коррупции менее 4 единиц) или в специально отведенном для этой цели помещении в запирающиеся шкафы, сейфы и т.п., чтобы обеспечить их сохранность и защиту (приложение N 15).
Материалы служебных проверок хранятся не менее 5 лет, после чего уничтожаются в соответствии с порядком уничтожения документов с истекшими сроками хранения, установленным Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов.
7.7. Материалы служебных проверок для их учета и быстрого поиска располагаются вертикально, корешками (переплетом) наружу, и систематизируются в алфавитном порядке (по фамилиям) с разбивкой по годам. На корешках (переплетах) обложек материалов служебных проверок указываются фамилия и инициалы работника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также порядковый регистрационный номер (приложение N 16).
7.8. Опись материалов служебных проверок помещается на внутренней стороне шкафа.
7.9. Ответственное лицо, на которое возложена обязанность по сохранности, учету и доступу к служебным проверкам, назначается приказом (распоряжением) из числа работников подразделения противодействия коррупции. Как правило, это работник, ответственный за делопроизводство.
Управление противодействия
коррупции, обеспечения
работы с кадрами и вопросов
безопасности ФССП России