ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 10 марта 2009 г. N 02-18/07-1839

Фонд социального страхования Российской Федерации направляет для использования в работе вступившее в силу решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 января 2009 г. по делу О.А. Петиковой о признании недействующим пункта 4 Разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 16 апреля 2008 года N 177н/91.

Согласно исковому заявлению О.А. Петикова считает, что оспариваемая норма противоречит статье 153 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которой приемный родитель осуществляет по отношению к приемному ребенку права и исполняет обязанности опекуна. Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 865, определено, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком предоставлено опекунам, в связи с чем приемные родители также имеют право на получение указанного пособия.

Суд установил, что оспариваемое положение не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав заявителя. Исковое заявление оставлено без удовлетворения.

В соответствии с Положением о приемной семье, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1996 N 829, на содержание каждого приемного ребенка приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, одежду, обувь, средства личной гигиены, книги и т.п., а также предоставляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, государственная поддержка приемных семей осуществляется не через систему пособий, а через систему установления вознаграждений за воспитание ребенка, различных льгот и компенсаций.

В своем решении Верховный Суд Российской Федерации указал, что приемная семья является одной из форм опеки, права и обязанности опекунов и приемных родителей по отношению к детям в основном схожи. Однако из этого не следует, что они имеют одинаковый статус и пользуются в равной степени всеми видами государственной поддержки.

Л.Н.РАУ