ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 13 января 2010 г. N 6

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ПО НОРМИРОВАНИЮ, ПЛАНИРОВАНИЮ И УЧЕТУ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА
АКАДЕМИИ ФСО РОССИИ

В целях дальнейшего совершенствования организации труда профессорско-преподавательского состава и повышения эффективности образовательного процесса в Академии ФСО России приказываю:

Утвердить прилагаемую Инструкцию по нормированию, планированию и учету учебной работы профессорско-преподавательского состава Академии ФСО России.

Директор
Федеральной службы охраны
Российской Федерации
генерал армии
Е.А.МУРОВ

Приложение
к Приказу ФСО России
от 13 января 2010 г. N 6

ИНСТРУКЦИЯ
ПО НОРМИРОВАНИЮ, ПЛАНИРОВАНИЮ И УЧЕТУ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА
АКАДЕМИИ ФСО РОССИИ

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок нормирования, планирования и учета учебной работы профессорско-преподавательского состава (далее именуются - преподаватели или педагогические работники) Академии ФСО России (далее именуется - Академия).

2. Планирование и учет труда преподавателей осуществляется на основе годового бюджета служебного (рабочего) времени.

3. Годовой бюджет служебного (рабочего) времени определяется исходя из 40-часовой продолжительности еженедельного служебного времени для преподавателей из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю для преподавателей из числа гражданского персонала.

4. Годовой бюджет служебного (рабочего) времени педагогических работников в днях определяется как разность между количеством календарных дней в году и количеством выходных, праздничных дней и дней отпуска. Перевод годового бюджета служебного (рабочего) времени в часы производится путем умножения годового бюджета служебного (рабочего) времени в днях на продолжительность ежедневного служебного (рабочего) времени.

5. Годовой бюджет служебного (рабочего) времени педагогического работника, имеющего льготы, установленные законодательством, уменьшается в соответствии с продолжительностью предоставляемого дополнительного отпуска.

6. Педагогические работники и кафедры в пределах установленного годового бюджета служебного (рабочего) времени выполняют следующие виды работ (нагрузок): учебная, методическая, научная, воспитательная. Преподаватели из числа военнослужащих, кроме того, выполняют работу служебного характера (служебно-боевая подготовка, несение службы в наряде, участие в учениях, испытаниях и другие виды работ).

7. Объем максимальной годовой учебной нагрузки педагогическим работникам устанавливается в зависимости от их квалификации:

не более 900 часов - для педагогических работников, привлекаемых для реализации программ высшего образования;

не более 800 часов - для педагогических работников, привлекаемых для реализации программ дополнительного профессионального образования;

не более 1440 часов - для педагогических работников, привлекаемых для реализации программ среднего профессионального образования.

8. Основными документами по планированию учебной работы на учебный год являются:

расчет объема годовой учебной нагрузки кафедр Академии;

расчет численности педагогических работников для его выполнения (по кафедрам);

расчет объема годовой учебной нагрузки педагогических работников кафедры (по каждому преподавателю);

индивидуальный план работы преподавателя кафедры на учебный год.

9. Расчет объема годовой учебной нагрузки кафедр Академии, численности педагогических работников для его выполнения ежегодно производится учебным отделом, утверждается начальником Академии и является основой для планирования индивидуальной учебной работы преподавателю на учебный год.

При расчетах объема годовой учебной нагрузки кафедр Академии академический час приравнивается к астрономическому часу.

10. Объем годовой учебной нагрузки кафедр Академии и численность педагогических работников для его выполнения рассчитываются на основе:

штатной численности обучающихся;

учебных и учебно-тематических планов, программ учебных дисциплин (курсов);

количества и численности планируемых лекционных потоков, учебных групп (подгрупп);

примерных норм времени по видам учебной работы, приведенных в приложении к настоящей Инструкции.

11. При расчете объема годовой учебной нагрузки кафедр Академии:

лекционные часы рассчитываются на лекционный поток, который, как правило, должен включать всех обучающихся на курсе. Разделение курса на несколько лекционных потоков допускается лишь при наличии различных учебных программ или при количестве обучающихся на курсе свыше 100 человек;

численность курсантов в учебной группе принимается равной 20 - 25 человек;

численность слушателей в учебной группе, обучающихся по программам высшего образования, принимается равной 10 человек;

численность слушателей в учебной группе, обучающихся по программам дополнительного профессионального образования, принимается равной 15 человек;

для повышения квалификации руководящего состава, а также при необходимости усиления индивидуализации обучения учебные группы комплектуются численностью до 15 человек;

учебные группы военнослужащих иностранных государств могут быть численностью до 15 человек. Допускается комплектование учебных групп военнослужащих иностранных государств представителями как одной, так и нескольких стран.

12. Численность слушателей (курсантов) в лекционном потоке и учебной группе, указанная в пункте 11, при подготовке по специальностям (специализациям), наборы на которые малочисленны, может быть уменьшена.

13. Учебные группы делятся на:

две подгруппы - при проведении практических занятий по математическим и естественнонаучным дисциплинам, при проведении полевых практических занятий, лабораторных работ, практических занятий с использованием ЭВМ, техники связи и другой специальной техники, практических занятий по отработке боевых графических документов по связи и общевоенным дисциплинам, занятий по иностранному и русскому языкам, занятий по физической подготовке, при проведении групповых упражнений по тактическим и тактико-специальным дисциплинам;

подгруппы по 8 - 10 человек - при проведении практических занятий, связанных с применением опасных для жизни электрического тока, взрывчатых, ядовитых веществ и агрессивных жидкостей, а также со стрельбой боевыми патронами и с метанием боевых гранат;

подгруппы по 5 - 8 человек - при проведении учебных занятий по русскому языку с военнослужащими иностранных государств и по иностранному языку со слушателями, обучающимися в группах по совершенствованию знаний иностранных языков.

14. Расчет объема годовой учебной нагрузки педагогических работников кафедры и закрепление преподавателей за лекционными потоками и учебными группами на учебный год производится на основе утвержденного объема годовой учебной нагрузки кафедр Академии.

Планирование годовой учебной нагрузки преподавателей осуществляется начальниками (заведующими) кафедр с учетом количества педагогических работников, установленного для кафедр объема годовой учебной нагрузки, индивидуальных задач преподавателей по видам работ, а также затрат времени на повышение уровня профессиональной подготовки.

15. Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательных программ высшего, дополнительного профессионального образования, обязаны в течение учебного года проводить аудиторные занятия со слушателями и (или) курсантами по расписанию учебных занятий в зависимости от занимаемой должности и запланированного объема годовой учебной нагрузки:

начальник (заведующий) кафедры - не менее 25 процентов;

заместитель начальника кафедры - не менее 30 процентов;

профессор - не менее 35 процентов;

доцент, старший преподаватель - не менее 40 процентов;

преподаватель - не менее 50 процентов.

Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательных программ среднего профессионального образования, обязаны в течение учебного года проводить аудиторные занятия с курсантами по расписанию учебных занятий в зависимости от занимаемой должности и запланированного объема годовой учебной нагрузки:

начальник (заведующий) кафедры - не менее 30 процентов;

заместитель начальника кафедры - не менее 40 процентов;

старший преподаватель, преподаватель - не менее 60 процентов.

Годовой объем аудиторных занятий, проводимых педагогическим работником, не должен превышать 80 процентов от запланированного ему объема годовой учебной нагрузки.

16. Педагогические работники на период командировки, болезни, учебы, повышения квалификации или стажировки в структурных подразделениях органов государственной охраны и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации освобождаются от учебной нагрузки.

Учебная нагрузка, установленная им на этот период, выполняется другими лицами из числа педагогических работников кафедры за счет уменьшения на этот период объема их методической или научной работы.

17. Педагогические работники, разрабатывающие научно-методическое обеспечение вновь вводимых учебных дисциплин (курсов), а также завершающие написание учебников, учебных пособий и монографий, по решению начальника Академии могут частично освобождаться от учебной нагрузки до завершения названных работ.

18. Начальник кафедры несет персональную ответственность за обеспечение рационального распределения объема учебной нагрузки между педагогическими работниками кафедры.

19. Основным документом, определяющим деятельность педагогического работника, является индивидуальный план работы на учебный год, который включает: объем учебной, методической, научной, воспитательной и других видов работ, в том числе по повышению квалификации.

Индивидуальный план работы преподавателя кафедры на учебный год утверждает начальник кафедры.

Индивидуальный план работы начальника кафедры утверждает начальник Академии (филиала, факультета).

Индивидуальные планы работы по завершении учебного года хранятся на кафедре в течение одного года.

20. Учет выполнения объема учебной работы ведется преподавателем в индивидуальном плане работы по фактически затраченному времени.

Объем учебной работы, выполненной педагогическими работниками кафедры, отражается в отчете о работе кафедры за учебный год.

В случае невыполнения запланированного объема учебной работы в отчете указываются причины невыполнения.

21. На основании примерных норм времени по видам учебной работы и с учетом специфики образовательного процесса Академией могут устанавливаться иные виды учебной работы и нормы на их выполнение. Данные нормы рассматриваются на ученом совете Академии, согласовываются с Управлением кадров ФСО России и утверждаются начальником Академии.

22. Основные виды методической работы и научной работы, а также примерные нормы времени на их выполнение разрабатываются Академией самостоятельно, рассматриваются на ученом совете и утверждаются начальником Академии.

23. Ход и результаты выполнения кафедрами запланированных видов работ периодически обсуждаются на ученых советах Академии, филиала, факультетов, заседаниях кафедр и руководства Академии.

24. Участие педагогических работников в приносящей доход деятельности Академии, а также занятие оплачиваемой педагогической, научной и иной творческой деятельностью в планируемую и фактически выполненную учебную и другие виды работ не включаются.

25. Для определения штатной численности педагогических работников Академии устанавливаются перечисленные ниже группы учебных дисциплин и расчетные нормы годовой учебной нагрузки (далее именуется - расчетная норма).

Группы учебных дисциплин:

первая группа учебных дисциплин - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (кроме иностранного языка и физической подготовки), общепрофессиональные дисциплины (кроме автомобильной подготовки), специальные дисциплины, дисциплины специализаций, общие математические и естественнонаучные дисциплины (для технических специальностей и направлений подготовки);

вторая группа учебных дисциплин - общие математические и естественнонаучные дисциплины (для гуманитарных специальностей и направлений подготовки), иностранный язык, физическая и автомобильная подготовка;

третья группа учебных дисциплин - факультативные дисциплины, общевоинские уставы, строевая подготовка.

Расчетные нормы:

Группы учебных дисциплин
Расчетные нормы (ч/чел.)
Программы высшего образования
программы дополнительного профессионального образования, программы подготовки военнослужащих иностранных государств
программы среднего профессионального образования
Первая группа
600
500
720
Вторая группа
720
620
720
Третья группа
840
740
720

26. Расчетная норма независимо от группы учебных дисциплин устанавливается:

для начальников (заместителей начальников) кафедр и профессоров, привлекаемых к реализации программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, - 500 ч/чел.;

для начальников (заместителей начальников) кафедр и профессоров, привлекаемых к реализации программ среднего профессионального образования, - 600 ч/чел.;

для начальников (заведующих) кафедр, не имеющих штатных заместителей, привлекаемых к реализации программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, - 400 ч/чел., программ среднего профессионального образования, - 500 ч/чел.

Расчетная норма для преподавателей русского языка, ведущих учебные занятия с военнослужащими иностранных государств, устанавливается равной 700 ч/чел.

27. Основанием для внесения предложений об увеличении штатной численности педагогических работников Академии является увеличение среднего объема учебной нагрузки преподавателей кафедр (объем учебной нагрузки начальников (заместителей начальников) кафедр и профессоров при расчете среднего объема учебной нагрузки преподавателей не учитывается):

для первой группы учебных дисциплин - свыше расчетной нормы, установленной для второй группы учебных дисциплин;

для второй группы учебных дисциплин - свыше расчетной нормы, установленной для третьей группы учебных дисциплин;

для третьей группы учебных дисциплин - свыше 900 ч/чел.

При уменьшении среднего объема учебной нагрузки ниже расчетной нормы по соответствующей группе учебных дисциплин Академией вносятся предложения по сокращению штатной численности педагогических работников кафедр.

Допускается сохранение штатной численности педагогических работников кафедр при временном сокращении объемов подготовки специалистов, а также объема учебной работы в связи с переходом на новые учебные (учебно-тематические) планы.

При наличии вакантных должностей педагогических работников, отсутствии специалистов соответствующего профиля, временном увеличении объема учебной работы кафедры в связи с переходом на новые учебные (учебно-тематические) планы к проведению учебных занятий могут привлекаться сотрудники и лица из числа гражданского персонала органов государственной охраны, иных федеральных органов исполнительной власти, образовательных учреждений и организаций.

28. Участие в образовательном процессе лиц из числа гражданского персонала федеральных органов государственной охраны, других федеральных органов исполнительной власти, образовательных учреждений и организаций допускается в установленном порядке на условиях совместительства (до 0,5 ставки) или почасовой оплаты учебной работы.

29. Почасовая оплата учебной работы (до 240 часов в год) и оплата по совместительству (до 0,5 ставки) штатных педагогических работников из числа лиц гражданского персонала допускаются при условии выполнения ими индивидуальных задач по видам (учебной, методической, научной и воспитательной) работ. Учет выполнения учебной нагрузки, подлежащей оплате, должен быть подтвержден журналом занятий, а также письменным заключением начальника (заведующего) кафедры в соответствующем разделе индивидуального плана работы преподавателя. Оплата производится на основании приказа Академии (филиала Академии).

30. Предложения по оптимизации штата Академии представляются в Управление кадров ФСО России в установленном порядке.

Приложение
к пункту 10 Инструкции,
утвержденной Приказом ФСО России
от 13 января 2010 г. N 6

ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

N п/п
Виды учебной работы
Норма времени в часах
Примечание
1
2
3
4
Аудиторные занятия
1
Чтение лекций (курсанты, слушатели, адъюнкты)
1 час за 1 академический час занятий
2
Проведение практических занятий (в том числе факультативных), семинаров, контрольных работ (занятий), собеседований (курсанты, слушатели, адъюнкты)
1 час на учебную группу за 1 академический час занятий
3
Проведение лабораторных работ
1 час на учебную группу (подгруппу) за 1 академический час
4
Проведение тактических занятий (тактико-специальных учений (занятий) командно-штабных учений, военных (военно-специальных) игр, предусмотренных образовательными программами
1 час за 1 академический час каждому преподавателю, участвующему в проведении учений (занятий, игр) в одной учебной группе
По тематике: подразделение - 1 преподаватель; часть (центр) - 3 преподавателя; соединение - 4 преподавателя; армия (оперативное командование) - 6 преподавателей; фронт (оперативно-стратегическое командование) - 8 преподавателей
5
Разработка и подготовка к изданию учебно-методических материалов (планов, замыслов, заданий и других) для отработки учебных тактических, тактико-специальных и оперативно-тактических задач или проведения тактических (тактико-специальных) учений (занятий), командно-штабных учений, военных (военно-специальных) игр, предусмотренных образовательными программами
На 1 час проводимых занятий
По тематике: подразделение - 1 час; часть (центр) - 4 часа; соединение - 6 часов; армия (оперативное командование) - 8 часов; фронт (оперативно-стратегическое командование) - 10 часов.
Разработка учебно-методических материалов осуществляется один раз, а переработка - не более двух раз за два года обучения
6
Проведение теоретических, научно-практических и иных конференций
1 час за 1 академический час каждому преподавателю, участвующему в проведении конференции
Количество преподавателей определяет руководство образовательного учреждения
7
Проведение выездных занятий с сотрудниками федеральных органов государственной охраны в системе служебно- боевой подготовки
1 час на учебную группу (подгруппу) за 1 академический час
Консультации
8
Проведение консультаций по учебным дисциплинам
От общего числа аудиторных часов на изучение каждой учебной дисциплины по учебному плану на учебную группу:
5 процентов - по очной форме обучения;
15 процентов - по заочной форме обучения
9
Индивидуальные консультации для слушателей-заочников
До 0,5 часа на учебную дисциплину в год на каждого слушателя
10
Индивидуальные консультации для слушателей, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий
До 0,25 часа на учебную дисциплину на каждого слушателя
11
Проведение консультаций перед экзаменами (зачетами)
Перед вступительным испытанием - 2 часа на учебную группу; перед экзаменом, итоговой аттестацией - 2 часа на учебную группу; перед зачетом - 1 час на учебную группу
12
Проведение консультаций перед экзаменами (адъюнкты)
Перед вступительным испытанием - 2 часа на учебную группу; перед итоговой аттестацией - 2 часа на учебную группу
Практика
13
Руководство практикой и стажировкой
От 3 до 6 часов за рабочий день на учебную группу. При дистанционном руководстве учитываются фактические затраты времени, но не более 20 часов руководителю группы
14
Руководство практикой по программам дополнительного профессионального образования
До 5 часов на каждого слушателя в неделю
Не более 6 слушателей на одного преподавателя
Контроль
15
Прием устных и письменных вступительных экзаменов (проверка уровня физической подготовленности) у поступающих в Академию ФСО России, учебные заведения других министерств и ведомств Российской Федерации
4 часа - на проведение экзамена на учебную группу поступающих;
0,3 часа - на проверку каждой письменной работы на письменном экзамене;
0,25 часа - каждому из экзаменаторов на каждого экзаменующегося на устном экзамене
16
Перепроверка работ на вступительных экзаменах
0,2 часа на каждую работу
Выборочная проверка до 10 процентов от общего числа работ
17
Проведение собеседования с поступающими на обучение по программам дополнительного профессионального образования
0,25 часа каждому члену комиссии на каждого поступающего
18
Прием отчетов по стажировке и всем видам практик
По 0,5 часа двум членам комиссии на одного слушателя (курсанта)
19
Прием внеаудиторного чтения по иностранному и русскому языку
2 часа на 1 слушателя (курсанта) в год
1 преподавателю
20
Прием устных и письменных экзаменов в процессе освоения образовательных программ (в том числе повторных)
До 0,5 часа - на слушателя на устном экзамене; до 1 часа - на слушателя на междисциплинарном экзамене; до 2 часов - на учебную группу каждому экзаменатору и до 0,3 часа - на проверку каждой письменной работы на письменном экзамене
Не более 3 экзаменаторов
21
Прием зачетов по учебным дисциплинам, предусмотренным рабочим учебным планом (в том числе повторных)
До 0,3 часа на одного курсанта (слушателя)
22
Прием зачетов у обучающихся по программам дополнительного профессионального образования
До 0,5 часа на слушателя
23
Проверка, консультации и прием контрольных, лабораторных, расчетно-графических работ, домашних заданий, рефератов и других работ, предусмотренных рабочим учебным планом
До 0,25 часа на 1 задание для очной формы обучения; до 0,4 часа на 1 задание для заочной формы обучения
24
Рецензирование контрольных работ слушателей, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий
До 1 часа на одну работу
25
Государственная итоговая аттестация:
Не более 5 членов комиссии
прием государственного экзамена;
До 0,5 часа - на курсанта (слушателя) каждому члену комиссии
прием защиты выпускной квалификационной работы
До 1 часа на курсанта (слушателя) каждому члену комиссии
26
Рецензирование выпускных работ и рефератов по программам дополнительного профессионального образования, в том числе слушателей, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий
До 2 часов на выпускную работу, реферат
27
Участие в работе комиссии по приему защиты выпускных работ и рефератов, по проведению итогового экзамена по программам дополнительного профессионального образования
До 0,5 часа на одного слушателя каждому члену комиссии
Не более 5 членов комиссии
28
Прием вступительных экзаменов в адъюнктуре и кандидатских экзаменов
До 1 часа на 1 адъюнкта (соискателя) по каждой учебной дисциплине (кандидатскому экзамену) каждому экзаменатору
До 4 экзаменаторов
29
Рецензирование реферата в адъюнктуре и материалов диссертационного исследования докторантов
До 3 часов на 1 печатный лист
30
Экспертиза диссертационных исследований на соискание ученой степени
Кандидатская работа - до 3 часов на 1 печатный лист, докторская - до 5 часов на 1 печатный лист
Не более 3 экспертов на кандидатскую работу и не более 5 экспертов - на докторскую
31
Контроль качества учебных занятий руководящим составом кафедр
До 4 часов на 1 учебное занятие, но не более 40 часов на 1 руководителя в год
Руководство
32
Руководство кафедрами (в т.ч. разработка рабочих учебных планов и программ дисциплин, планирование и контроль учебной нагрузки)
Начальнику (заведующему) кафедрой 80 часов в год
33
Руководство обучением слушателей, занимающихся по индивидуальным учебным планам
До 20 часов на 1 обучающегося по учебной дисциплине
34
Руководство, консультации, рецензирование и прием курсовых работ
До 3 часов на 1 работу, в том числе до 0,3 часа на прием каждому преподавателю
Число курсовых работ - не более 2 в семестр
35
Руководство, консультации, рецензирование и прием курсовых проектов
До 4 часов на 1 проект, в том числе до 0,5 часа на рецензирование и до 0,3 часа на прием каждому преподавателю
Число курсовых проектов - не более 2 в семестр
36
Руководство, консультирование подготовкой рефератов, предусмотренных тематическими планами, включая их рецензирование
До 1 часа на один реферат 1 преподавателю
37
Руководство, консультирование выпускных работ бакалавров
До 25 часов на каждого выпускника, в том числе:
руководство и консультирование - до 24 часов;
допуск к защите - до 1 часа
38
Руководство, консультирование, рецензирование выпускных работ специалистов
До 35 часов на каждого выпускника, в том числе:
руководство и консультирование - до 30 часов;
допуск к защите - до 1 часа;
рецензирование - до 4 часов
39
Руководство, консультирование, рецензирование выпускных работ магистров
До 40 часов на каждого выпускника, в том числе:
руководство и консультирование - до 35 часов; рецензирование - до 4 часов;
допуск к защите - до 1 часа
40
Руководство выпускными работами по программам дополнительного профессионального образования
До 10 часов на работу
41
Руководство подготовкой в магистратуре
До 30 часов на каждого магистранта ежегодно
42
Руководство программой специализированной подготовки в магистратуре
До 30 часов на специализацию в учебном году (независимо от числа магистрантов)
43
Руководство предметно- методической комиссией кафедры
До 60 часов в год
44
Руководство адъюнктом
До 50 часов в год
45
Руководство соискателем или стажером
До 25 часов в год
46
Научные консультации докторанта
До 50 часов в год
47
Руководство, консультирование, рецензирование выпускных работ техников
до 21 часа на каждого выпускника
в том числе: руководство и консультирование - до 16 часов; рецензирование - до 4 часов; допуск к защите - до 1 часа.