МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 15 апреля 2022 г. N ЕД-7-16/319@
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УПРАВЛЕНИИ
ВНУТРЕННЕГО АУДИТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
В соответствии с приказом ФНС России от 08.04.2022 N ЕД-7-4/296 "Об изменении структуры Управления контроля налоговых органов" приказываю:
1. Утвердить Положение об Управлении внутреннего аудита Федеральной налоговой службы согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 11.02.2015 N ММВ-7-16/62@ "Об утверждении Положения об Управлении контроля налоговых органов Федеральной налоговой службы".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
Федеральной налоговой службы
Д.В.ЕГОРОВ
Утверждено
приказом ФНС России
от "__" _______ 2022 г. N ____
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УПРАВЛЕНИИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
1. Общие положения
1.1. Управление внутреннего аудита (далее - Управление) является самостоятельным структурным подразделением Федеральной налоговой службы (далее - Служба, ФНС России).
1.2. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, Положением о Федеральной налоговой службе, приказами и распоряжениями Службы, решениями руководства Службы, а также настоящим Положением.
2. Основные задачи Управления
Основной задачей Управления является методологическое обеспечение и организация работы по:
осуществлению ФНС России внутреннего аудита;
осуществлению внутреннего финансового аудита в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации;
проведению мероприятий по контролю за осуществлением организациями, находящимися в ведении ФНС России, основных видов деятельности, определенных их уставами;
осуществлению ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, а также ведомственного контроля закупочной деятельности в отношении подведомственных ФНС России заказчиков;
развитию общей методологии управления рисками и инцидентами в деятельности налоговых органов.
3. Основные функции Управления
Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
3.1. Разрабатывает методологические документы по вопросам организации и осуществления внутреннего аудита, а также организационно-распорядительные документы по осуществлению Федеральной налоговой службой внутреннего финансового аудита, по проведению мероприятий по контролю за деятельностью организаций, находящихся в ведении ФНС России, по организации и осуществлению ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, ведомственного контроля закупочной деятельности в отношении подведомственных ФНС России заказчиков, по организации системы антимонопольного комплаенса.
3.2. Осуществляет и координирует мероприятия по модернизации и цифровой трансформации процессов внутреннего аудита и управления рисками в деятельности налоговых органов.
3.3. Разрабатывает методологию проведения риск-анализа эффективности и результативности осуществления территориальными органами ФНС России и структурными подразделениями Службы технологических процессов ФНС России.
3.4. Разрабатывает методологию проведения углубленного риск-ориентированного анализа деятельности территориальных органов ФНС России и структурных подразделений Службы по выполнению технологических процессов ФНС России с целью выявления основных зон риска и формирования программы аудиторского мероприятия.
3.5. Разрабатывает и представляет на утверждение:
планы проведения аудиторских мероприятий;
годовой план внутреннего финансового аудита;
план мероприятий по проведению ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд в отношении подведомственных ФНС России заказчиков;
план мероприятий по проведению ведомственного контроля закупочной деятельности в отношении подведомственных ФНС России заказчиков;
план мероприятий по контролю за деятельностью бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении ФНС России;
план-график проведения проверок Федерального казенного учреждения "Налог-Сервис" Федеральной налоговой службы (г. Москва) и его филиалов.
3.6. Организует и осуществляет внутренний аудит, внутренний финансовый аудит, ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, ведомственный контроль закупочной деятельности в отношении подведомственных ФНС России заказчиков, мероприятия по контролю за деятельностью бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении ФНС России, а также закрепленные за Управлением мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности ФНС России в рамках функционирования системы антимонопольного комплаенса в ФНС России.
3.7. Координирует работу межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам по проведению предварительного анализа, аудиторских мероприятий, реализации их результатов, осуществлению постпроверочного контроля, а также по проведению мероприятий по контролю за деятельностью организаций, находящихся в ведении ФНС России.
3.8. Координирует деятельность межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, ведомственного контроля закупочной деятельности в отношении подведомственных ФНС России заказчиков.
3.9. Осуществляет подготовку заключений (отчетов) по материалам аудиторских мероприятий, проведенных в рамках внутреннего аудита, внутреннего финансового аудита, мероприятий по контролю за деятельностью организаций, находящихся в ведении ФНС России, планов устранения выявленных нарушений по результатам мероприятий ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, ведомственного контроля закупочной деятельности в отношении подведомственных ФНС России заказчиков, а также представляет руководителю Службы предложения по повышению эффективности выполнения технологических процессов ФНС России и о рассмотрении вопроса о целесообразности проведения служебных проверок в отношении конкретных государственных гражданских служащих центрального аппарата ФНС России, территориальных органов ФНС России при выявлении в ходе мероприятий фактов нарушений, содержащих признаки совершенных дисциплинарных проступков.
3.10. Осуществляет организационное и информационное взаимодействие со структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России по вопросам, относящимся к внутреннему аудиту, внутреннему финансовому аудиту, к мероприятиям по контролю за деятельностью организаций, находящихся в ведении ФНС России, к ведомственному контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, ведомственному контролю закупочной деятельности в отношении подведомственных ФНС России заказчиков, антимонопольному комплаенсу.
3.11. Осуществляет анализ и обобщение результатов аудиторских мероприятий, проведенных Управлением, межрегиональными инспекциями ФНС России по федеральным округам и управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации.
3.12. Проводит анализ предложений межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам, структурных подразделений Службы и территориальных органов ФНС России по совершенствованию деятельности территориальных органов ФНС России, а также совершенствованию методов проведения и цифровой трансформации внутреннего аудита.
3.13. Осуществляет контроль за исполнением налоговыми органами поручений Службы, связанных с рассмотрением материалов проверок налоговых органов, проведенных правоохранительными и контролирующими органами, осуществляет контроль за принятием налоговыми органами мер по устранению нарушений и недостатков, выявленных правоохранительными и контролирующими органами и их территориальными подразделениями.
3.14. Участвует в разработке показателей и порядка оценки, а также в проведении оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
3.15. Осуществляет эффективное внедрение, обеспечение стабильной работы и результативности технологических процессов Службы, владельцем которых является Управление.
3.16. Осуществляет методологическое и организационное обеспечение развития прикладного программного обеспечения и ведения специализированных информационных ресурсов, закрепленных за Управлением.
3.17. Определяет общие принципы организации системы внутреннего контроля в Федеральной налоговой службе, систематизации ее элементов в разрезе направлений деятельности налоговых органов, осуществляет разработку методики оценки надежности системы внутреннего контроля, а также развитие общей методологии управления рисками и инцидентами в деятельности налоговых органов.
3.18. Осуществляет общее методологическое обеспечение в отношении осуществления внутреннего контроля, внутреннего финансового контроля в ФНС России.
3.19. Взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, иными ведомствами и учреждениями по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
3.20. Обеспечивает своевременное рассмотрение обращений граждан по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
3.21. Осуществляет анализ и обобщение положительного опыта работы Службы, в части, отнесенной к компетенции Управления, и направляет для учета в работе всем налоговым органам.
3.22. Участвует в обучении работников центрального аппарата Службы и территориальных органов ФНС России, проводит совещания, семинары, оказывает методологическую и практическую помощь территориальным органам ФНС России по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
3.23. Представляет интересы Службы в федеральных органах государственной власти по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
3.24. Участвует в планировании и организации обучения государственных гражданских служащих в рамках своей компетенции.
3.25. Обеспечивает базовый, расширенный и специальный уровни профессиональных знаний и навыков государственных гражданских служащих в области информационно-коммуникационных технологий в части деятельности Управления.
3.26. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.
3.27. Обеспечивает контроль исполнения законодательства и нормативных правовых актов по противодействию коррупции, соблюдения государственными гражданскими служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения в части деятельности Управления.
3.28. Ведет в установленном порядке делопроизводство и хранение документов Управления, осуществляет их передачу на архивное хранение.
3.29. Участвует в обеспечении мобилизационной подготовки центрального аппарата и территориальных органов ФНС России к работе в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.
3.30. Организует и выполняет мероприятия по мобилизационной подготовке Управления к работе в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.
3.31. Участвует в организации и обеспечении выполнения предусмотренных законодательством Российской Федерации мероприятий по поддержанию готовности налоговых органов к ведению гражданской обороны.
3.32. Организует и выполняет предусмотренные законодательством Российской Федерации мероприятия по вопросам поддержания готовности Управления к ведению гражданской обороны.
3.33. Осуществляет иные функции по поручению руководства Службы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
4. Права при реализации основных функций Управления
4.1. Управление для осуществления своих основных функций имеет право:
4.1.1. Вносить руководству Службы предложения по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
4.1.2. Знакомиться с документами, необходимыми для выполнения возложенных на Управление задач, в подразделениях Службы.
4.1.3. Запрашивать и получать в установленном порядке от подразделений центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Управления.
4.1.4. Принимать участие как в аудиторских мероприятиях, назначаемых Службой, так и в иных мероприятиях внутреннего аудита, контролируемых Службой.
4.1.5. Привлекать в установленном порядке специалистов научно-исследовательских и иных организаций, готовить материалы для заключения договоров с этими организациями на проведение и выполнение работ по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
4.1.6. Вести в установленном порядке переписку с организациями по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
4.1.7. Готовить проекты нормативных правовых актов, приказов и других документов по функциям Управления и направлять их на заключение соответствующим подразделениям Службы.
4.1.8. Привлекать в установленном порядке специалистов структурных подразделений Службы к подготовке проектов документов, справочной информации и других материалов по поручению руководства Службы.
4.1.9. Участвовать в формировании заказов и реализовывать функции представителя заказчика на выполнение работ, связанных с выполнением задач Управления.
4.1.10. Изучать зарубежный опыт по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
4.1.11. Осуществлять иные полномочия, входящие в компетенцию Управления.
5. Организация деятельности Управления
5.1. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями Службы, с соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями на основе планов, составленных в соответствии с основными направлениями работы Службы, приказов Службы, мероприятий, утверждаемых руководством Службы.
5.2. Структура Управления и численность его работников устанавливаются руководителем Службы в соответствии с утвержденной структурой и численностью работников центрального аппарата Службы.
Для выполнения задач, возложенных на Управление, в его составе создаются соответствующие отделы.
5.3. Работники Управления несут персональную ответственность за выполнение обязанностей, возложенных на них в установленном порядке.
5.4. Руководство Управлением осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем Службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.5. Назначение на должности работников Управления осуществляется руководителем Службы по представлению начальника Управления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Освобождение от замещаемой должности работников Управления осуществляется руководителем Службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.6. Начальник Управления:
5.6.1. Осуществляет общее руководство Управлением, организует его работу, устанавливает круг вопросов, относящихся к компетенции его заместителей, утверждает положения об отделах, регламенты и должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих, осуществляет контроль за их выполнением.
5.6.2. Вносит в установленном порядке предложения о назначении, перемещении и увольнении работников Управления, наложении дисциплинарных взысканий на лиц, допустивших должностной проступок, а также о поощрении работников за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей.
5.6.3. Принимает участие в совещаниях, проводимых руководством Службы, вносит предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
5.6.4. Организует в установленном порядке совещания и семинары с участием территориальных органов ФНС России и находящихся в ведении Службы организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, принимает участие в работе совещаний и семинаров, организуемых другими подразделениями центрального аппарата Службы.
5.6.5. Дает работникам Управления обязательные для них письменные и устные указания по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в пределах их должностных обязанностей и требует от них отчет об исполнении этих указаний.
5.6.6. Представляет в установленном порядке Службу по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в федеральных органах государственной власти, органах власти субъектов Российской Федерации.
5.6.7. В установленном порядке отвечает на письма структурных подразделений центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, организаций и граждан, организует прием граждан и должностных лиц организаций, и в соответствующих случаях осуществляет их личный прием.
5.6.8. В установленном порядке получает от других подразделений центрального аппарата, территориальных органов ФНС России и организаций, находящихся в ведении Службы, материалы и документы, необходимые для деятельности Управления.
5.6.9. Проводит служебные совещания с работниками Управления.
5.6.10. Подписывает служебную документацию в пределах своей компетенции.
5.6.11. Организует делопроизводство в Управлении.
5.6.12. Осуществляет сотрудничество с государственными органами, научными, учебными, общественными и другими организациями, внебюджетными фондами, ассоциациями, представителями государств - участников СНГ, с зарубежными экспертами и международными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
5.7. Начальник Управления несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Управление настоящим Положением, за соблюдение действующего законодательства, приказов и распоряжений Минфина России и руководства Службы, сохранность имущества и документов, находящихся в ведении Управления, обеспечение соблюдения работниками Управления внутреннего трудового распорядка Службы и исполнительской дисциплины.
5.8. Заместители начальника Управления несут персональную ответственность за работу курируемых отделов Управления, координируют их деятельность по поручениям руководства Службы и начальника Управления, обеспечивают своевременную подготовку соответствующих материалов.