МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 17 марта 2010 г. N ШС-17-3/40@
О ПОРЯДКЕ УЧЕТА
В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РАСХОДОВ НА РАЗРАБОТКУ
НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N ВП-П9-1235 Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе письмо Минфина России от 02.02.2010 N 03-03-05/14 о порядке учета в целях налогообложения прибыли расходов на разработку национальных стандартов.
Доведите указанное письмо Минфина России до налогоплательщиков и подведомственных налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 февраля 2010 г. N 03-03-05/14
В связи с обращениями налогоплательщиков по вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций расходов на разработку национальных стандартов Министерство финансов Российской Федерации направляет свою позицию по данному вопросу, согласованную с Минэкономразвития России, Минпромторгом России и Ростехрегулированием России в рамках подготовки доклада Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину в соответствии с протоколом от 17 ноября 2009 г. N ВП-П9-49пр (пункт 12).
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон "О техническом регулировании") (статьи 2, 15 и 16) национальный стандарт является элементом национальной системы стандартизации и представляет собой утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Национальные стандарты могут разрабатываться любым лицом в порядке, установленном Федеральным законом "О техническом регулировании", и утверждаются национальным органом по стандартизации. Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.
В этой связи разработку национального стандарта, относящегося к сфере деятельности налогоплательщика, разработавшего данный национальный стандарт и в дальнейшем использующего его в целях подтверждения соответствия требованиям технического регламента (при условии утверждения национального стандарта в установленном порядке), следует рассматривать не как производство предназначенного для реализации (либо безвозмездной передачи) продукта, а в аспекте экономической целесообразности такой разработки при использовании результата в реальной экономической деятельности налогоплательщика-разработчика, учитывая следующие обстоятельства.
Как следует из Федерального закона "О техническом регулировании" в национальных стандартах и (или) сводах правил могут указываться требования технических регламентов, для соблюдения которых на добровольной основе применяются национальные стандарты и (или) своды правил. Применение на добровольной основе национальных стандартов и (или) сводов правил является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
В случае применения национальных стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия национальным стандартам и (или) сводам правил.
Таким образом, в Федеральном законе "О техническом регулировании" реализуется принцип "презумпции соответствия", подразумевающий, что применением на добровольной основе национальных стандартов и (или) сводов правил, включенных в соответствующий перечень, обеспечивается соблюдение требований технического регламента. Национальные стандарты и (или) своды правил в этом случае выступают в качестве доказательной базы для соответствующего технического регламента. Практическая реализация данного принципа позволяет, с одной стороны, избежать излишней перегруженности технического регламента, не прибегая, в том числе, к методу "распаковки стандартов", с другой - содействовать признанию результатов оценки соответствия на международном уровне.
Статьей 252 Кодекса предусмотрено, что в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, любые расходы вне зависимости от того, поименованы они или нет в соответствующих статьях Кодекса, при условии соответствия указанным в статье 252 Кодекса критериям, могут учитываться в целях налогообложения прибыли (за исключением прямых изъятий, предусмотренных статьей 270 Кодекса).
В целях определения обоснованности расходов полагаем необходимым использовать решения Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 4 июня 2007 г. N 320-О-П) и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Постановление от 12 октября 2006 г. N 53), которые указали, в частности, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (часть 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
Основываясь на вышеизложенном, если расходы на разработку национального стандарта, соответствующего сфере деятельности налогоплательщика - разработчика данного национального стандарта, документально подтверждены, и, кроме того, налогоплательщик намерен получить экономический эффект в результате применения разработанного национального стандарта, обеспечив тем самым соблюдение требований технического регламента (а следовательно, обеспечив качество продукции, формирование благоприятного имиджа как производителя качественной продукции и, как следствие, расширение рынка сбыта продукции), с учетом статей 252 и 264 Кодекса указанные расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
С.Д.ШАТАЛОВ