МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 31 августа 2012 г. N ЕД-4-3/14509@
О ПРЕДСТАВЛЕНИИ
НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ СВЕДЕНИЙ О НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКЕ
Федеральная налоговая служба, с учетом позиции Минфина России, Генпрокуратуры России и Государственно-правового управления Президента Российской Федерации по вопросу представления налоговыми органами сведений о налогоплательщике в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции по запросам должностных лиц государственных органов, дополнительно разъясняет порядок представления сведений, составляющих налоговую тайну.
Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" Закон Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон N 943-1) дополнен статьей 7.1.
Вторым абзацем указанной статьи определено, что налоговые органы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о противодействии коррупции представляют имеющиеся у них сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по запросам руководителей и других должностных лиц федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
Перечень должностных лиц федеральных государственных органов, уполномоченных запрашивать указанные сведения, до настоящего времени Президентом Российской Федерации не определен. До утверждения Президентом Российской Федерации указанного перечня необходимо руководствоваться следующим.
Согласно положениям статьи 7.1 Закона N 943-1 сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения) представляются налоговыми органами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о противодействии коррупции.
К категории данных актов относятся Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), которым определено, что проверка достоверности и полноты сведений осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации (статья 8), и Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" (далее - Указ N 1065).
Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее - Положение), утвержденным Указом N 1065, предусмотрено, что правом направления соответствующих запросов (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-разыскной деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения (далее - государственные органы и организации) об имеющихся у них сведениях: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 15 Положения) обладают следующие должностные лица:
а) начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров или уполномоченное им должностное лицо Управления, руководитель подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации, руководитель федерального государственного органа либо уполномоченное им должностное лицо. Запросы указанных должностных лиц направляются в государственные органы и организации;
б) руководитель территориального органа федерального государственного органа. Указанное должностное лицо имеет право направлять запросы в государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов (кроме территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности), органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения (пункт 18 Положения).
Согласно пункту 16 Положения в запросе указываются:
а) фамилия, имя, отчество руководителя государственного органа или организации, в которые направляется запрос;
б) нормативный правовой акт, на основании которого направляется запрос;
в) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место регистрации, жительства и (или) пребывания, должность и место работы (службы) гражданина или государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, сведения которых проверяются, гражданина, представившего сведения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, полнота и достоверность которых проверяются;
г) содержание и объем сведений, подлежащих проверке;
д) срок представления запрашиваемых сведений;
е) фамилия, инициалы и номер телефона государственного служащего, подготовившего запрос;
ж) другие необходимые сведения, например, для точной идентификации налогоплательщика требуется указывать ИНН (при его наличии).
В соответствии с пунктом 20 Положения руководители государственных органов и организаций, в адрес которых поступил запрос, обязаны организовать исполнение запроса в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и представить запрашиваемую информацию.
С учетом вышеизложенного в ходе проведения проверки в соответствии с Указом N 1065 федеральный государственный орган, осуществляющий проверку, имеет право доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну. При этом согласие проверяемого лица на предоставление этих сведений в соответствии с пунктом 2 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) и статьи 7.1 Закона N 973-1 не требуется.
Сведения, поступившие в государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, составляют налоговую тайну. В этой связи на государственные органы распространяются положения пункта 6 статьи 102 Кодекса.
Аналогичная позиция отражена в письме Минфина России от 25.07.2012 N 03-02-07/2-107 (прилагается).
Сообщается для сведения и учета в дальнейшей работе.
Советник
государственной гражданской службы
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 июля 2012 г. N 03-02-07/2-107
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу предоставления налоговыми органами сведений о налогоплательщиках в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции по запросам должностных лиц государственных органов и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о противодействии коррупции представляют имеющиеся у них сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по запросам руководителей и других должностных лиц федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
Частью 7 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее - Положение).
Положением определен порядок осуществления проверки, в том числе достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей, и федеральными государственными служащими.
Пунктом 4 Положения установлено, что проверка осуществляется по решению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, председателя президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции; Министра Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, члена президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции; руководителя федерального государственного органа или территориального органа федерального государственного органа либо должностного лица, которому такие полномочия предоставлены руководителем соответствующего федерального государственного органа.
Подпунктом "г" пункта 15 Положения определено, что при осуществлении проверки должностные лица кадровых служб вправе направлять в установленном порядке запрос (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-розыскной деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения (далее - государственные органы и организации) об имеющихся у них сведениях: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; о соблюдении государственным служащим требований к служебному поведению.
Согласно пункту 18 Положения запросы направляются:
начальником Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров или уполномоченным им должностным лицом Управления, руководителем подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации, определяемого Правительством Российской Федерации, руководителем федерального государственного органа либо уполномоченным им должностным лицом - в государственные органы и организации;
руководителем территориального органа федерального государственного органа - в государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов (кроме территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности), органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения.
В соответствии с пунктом 20 Положения руководители государственных органов и организаций, в адрес которых поступил запрос, обязаны организовать исполнение запроса в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и представить запрашиваемую информацию.
Следует отметить, что обязанность по уведомлению государственного служащего о начале в отношении его проверки, а также о том, какие сведения подлежат проверке, возложена на руководителя соответствующего подразделения, осуществляющего ее проведение (пункт 22 Положения).
При этом Положением не предусмотрено получения согласия проверяемого лица на признание этих сведений общедоступными.
Кроме того, указанные сведения, поступившие в государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, составляют налоговую тайну.
Согласно пункту 6 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ) положения этой статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, поступившие в государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственном органе, в который такие сведения поступили в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, имеют должностные лица, определяемые руководителем этого государственного органа.
Директор Департамента
И.В.ТРУНИН