XIV. Государственная регистрация нормативных правовых актов
152. Государственной регистрации в Минюсте России в соответствии с Правилами подлежат нормативные правовые акты ФМС России:
152.1. Содержащие правовые нормы, затрагивающие:
гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
гарантии осуществления гражданских, политических, социально-экономических и иных прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации, закрепленных в Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
механизм реализации гражданских, политических, социально-экономических и иных прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
152.2. Устанавливающие (изменяющие) правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах, организациях, подведомственных Службе.
152.3. Имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти, не входящих в систему ФМС России, изданные совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.
152.4. Вносящие изменения или признающие утратившими силу ранее изданные нормативные правовые акты ФМС России, прошедшие в установленном порядке государственную регистрацию.
153. При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты ФМС России, обладающие как одним, так и несколькими из признаков, указанных в пунктах 152.1 - 152.4 настоящих Правил.
154. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты ФМС России независимо от срока их действия (как постоянно действующие, так и нормативные правовые акты, принятые на определенный срок), в том числе и нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, или сведения конфиденциального характера.
155. В случае возникновения сомнений относительно необходимости направления на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного в ФМС России, такие нормативные правовые акты также подлежат направлению в Минюст России.
156. Не подлежат направлению на государственную регистрацию:
156.1. Индивидуальные правовые акты:
персонального характера (о назначении на должность или освобождении от должности, о поощрении или наложении дисциплинарного взыскания и тому подобные);
действие которых исчерпывается однократным применением;
срок действия которых истек;
оперативно-распорядительного характера (содержащие разовые поручения).
156.2. Акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения территориальных органов ФМС России, организаций, входящих в систему ФМС России.
156.3. Акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений ФМС России и не содержащие новых правовых норм.
156.4. Технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и тому подобные), если они не содержат правовых норм.
156.5. Акты, носящие рекомендательный характер.
157. Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты ФМС России представляются в Минюст России не позднее 10 дней со дня их подписания.
158. Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, который в числе подписавших данный нормативный правовой акт указан первым.
159. Нормативные правовые акты направляются на государственную регистрацию руководителем ФМС России или его заместителем, курирующим подразделение-разработчик.
160. В случае, если нормативный правовой акт ФМС России подписан (утвержден) лицом, исполняющим обязанности руководителя ФМС России, заверенная копия приказа ФМС России о возложении на него соответствующих полномочий прилагается к нормативному правовому акту ФМС России, направляемому для государственной регистрации в Минюст России.
161. Нормативные правовые акты ФМС России направляются на государственную регистрацию в 5 экземплярах (подлинник и пять заверенных копий).
162. Нормативные правовые акты ФМС России, содержащие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в двух экземплярах (подлинник и одна заверенная копия).
163. Копии нормативных правовых актов ФМС России, направляемые в Минюст России, должны быть четкими для прочтения, текст должен располагаться на листе без оборота и без уменьшения масштаба. Копии нормативных правовых актов ФМС России заверяются в установленном порядке УД ОАД ФМС России.
164. К нормативному правовому акту ФМС России, направляемому на государственную регистрацию, прилагается справка, которая подписывается начальником УПО ФМС России (лицом, исполняющим его обязанности), а справка, созданная в форме электронного документа, - указанным должностным лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
165. Справка, прилагаемая к нормативному правовому акту, подписанному руководителями нескольких федеральных органов исполнительной власти, подписывается руководителями юридических служб всех федеральных органов исполнительной власти.
166. В справке к нормативному правовому акту ФМС России, направляемому на государственную регистрацию, отражаются:
основания издания нормативного правового акта: сведения о законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (вид, дата издания, регистрационный номер) или номер и дата поручения Президента Российской Федерации (Правительства Российской Федерации), которыми поручается разработать нормативный правовой акт (копия поручения прилагается к справке);
сведения о законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (вид, дата издания, регистрационный номер, наименование), определяющих компетенцию ФМС России, в случае издания нормативного правового акта по инициативе Службы;
предмет правового регулирования нормативного правового акта ФМС России;
сведения о действующих нормативных правовых актах, изданных ФМС России по данному вопросу (вид, дата издания, регистрационный номер, наименование, наличие их государственной регистрации в Минюсте России с указанием даты государственной регистрации, регистрационных номеров), информация о сроках их приведения в соответствие с изданным нормативным правовым актом ФМС России;
сведения о согласовании нормативного правового акта ФМС России с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, если такое согласование является необходимым;
сведения о раскрытии ФМС России информации о разработке нормативного правового акта в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851;
сведения о предварительном обсуждении на заседаниях Общественного совета при ФМС России с приложением копии заключения Общественного совета при ФМС России или об отсутствии основания для проведения такого обсуждения;
сведения о проведении независимой антикоррупционной экспертизы с указанием даты размещения проекта нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru, даты окончания приема экспертных заключений от независимых экспертов, с приложением копий экспертных заключений;
должностные лица Службы, ответственные за сопровождение рассмотрения нормативного правового акта ФМС России в Минюсте России, с указанием их должности и контактных телефонов <1>.
--------------------------------
<1> Сведения о должностных лицах ФМС России, ответственных за сопровождение нормативного правового акта ФМС России в Минюсте России, могут быть отражены в сопроводительном письме, с которым данный нормативный правовой акт направляется в Минюст России.
167. В случае, если нормативный правовой акт ФМС России направляется на государственную регистрацию повторно, а также если он издан взамен нормативного правового акта ФМС России, в государственной регистрации которого ранее было отказано, в справке необходимо указать дату и исходящий номер письма Минюста России о возвращении нормативного правового акта без государственной регистрации либо об отказе в его государственной регистрации.
168. В случае отказа в государственной регистрации нормативного правового акта подразделение ФМС России, являющееся его головным разработчиком, в течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации представляет руководителю ФМС России проект правового акта об отмене нормативного правового акта ФМС России, в государственной регистрации которого было отказано.
Данный правовой акт ФМС России не должен содержать правовых норм и нуждаться в последующей государственной регистрации.
169. После издания нормативного правового акта, указанного в пункте 168 настоящих Правил, подразделение-разработчик направляет заверенную в установленном порядке его копию в Минюст России с письменным уведомлением об отмене нормативного правового акта ФМС России, в государственной регистрации которого было отказано. При этом в сопроводительном письме указывается дата и исходящий номер письма Минюста России об отказе в государственной регистрации ранее направленного нормативного правового акта ФМС России.
170. В случае неподготовки в установленные сроки подразделением-разработчиком нормативного правового акта ФМС России об отмене нормативного акта, в отношении которого Минюстом России принято решение о невозможности его государственной регистрации, УПО ФМС России в инициативном порядке и без согласования с заинтересованными подразделениями ФМС России готовит соответствующий проект и докладывает его руководителю ФМС России.
171. Нормативный правовой акт ФМС России может быть возвращен Минюстом России без государственной регистрации по письменной просьбе руководителя ФМС России или статс-секретаря - первого заместителя руководителя ФМС России.
172. Предложение подразделения-разработчика об инициативном отзыве нормативного правового акта ФМС России из Минюста России подлежит согласованию с УПО ФМС России.
173. Нормативный правовой акт, возвращенный Минюстом России в ФМС России без государственной регистрации в связи с нарушением порядка представления акта на государственную регистрацию, в течение месяца должен быть в установленном порядке повторно представлен на государственную регистрацию, либо в Минюст России должна быть направлена копия правового акта об отмене ранее изданного нормативного правового акта ФМС России, возвращенного Минюстом России без государственной регистрации.
При этом правовой акт об отмене ранее изданного нормативного правового акта ФМС России не должен содержать правовых норм и нуждаться в государственной регистрации.
174. В сопроводительном письме, с которым в Минюст России направляется правовой акт об отмене нормативного правового акта, указывается дата и исходящий номер письма Минюста России о возвращении нормативного правового акта без государственной регистрации.
175. При отсутствии оснований для государственной регистрации Минюстом России в отношении нормативного правового акта, направленного в установленном порядке на государственную регистрацию, может быть принято решение, что данный нормативный правовой акт не нуждается в государственной регистрации.
176. Если в последующем в нормативный правовой акт, признанный не нуждающимся в государственной регистрации, в установленном порядке будут внесены изменения, нормативный правовой акт, содержащий данные изменения, подлежит представлению в Минюст России для проведения экспертизы в целях определения необходимости его государственной регистрации.
177. В случае признания утратившим силу нормативного правового акта, признанного ранее ненуждающимся в государственной регистрации, информация об этом в установленном порядке направляется в Минюст России. При этом в Минюст России предоставляется копия нормативного правового акта о признании утратившим силу данного нормативного правового акта. В сопроводительном письме указывается дата и регистрационный номер сообщения Минюста России о признании нормативного правового акта не нуждающимся в государственной регистрации.
178. Нормативные правовые акты, прошедшие в установленном порядке государственную регистрацию в Минюсте России, кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Акт, признанный Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, установленном приказом ФМС России от 15 июня 2009 г. N 146 "О Порядке опубликования и вступления в силу актов Федеральной миграционной службы, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации".
179. В течение десяти рабочих дней со дня опубликования нормативного правового акта, признанного не нуждающимся в государственной регистрации, УПО ФМС России информирует Минюст России об источнике его официального опубликования (наименование издания, его номер и дата). При этом один экземпляр данного издания направляется в Минюст России.
180. Нормативные правовые акты, которыми предусматривается внесение изменений в нормативные правовые акты ФМС России, ранее прошедшие в установленном порядке государственную регистрацию (независимо от того, содержат они правовые нормы или нет), а также нормативные правовые акты о признании утратившими силу нормативных правовых актов ФМС России, ранее прошедших государственную регистрацию, также подлежат направлению в Минюст России на государственную регистрацию в установленном порядке.
181. Рассылка нормативных правовых актов ФМС России, подлежащих государственной регистрации в Минюсте России, осуществляется только после их государственной регистрации.