ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ПО ПРОБЛЕМАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
МЧС РОССИИ" (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР НАУКИ И ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА
ИНСТИТУТА СТАРОСТ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, ВОВЛЕЧЕНИЕ
В ПРОФИЛАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ ДОБРОВОЛЬЦЕВ, ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ, РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ
ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
1. Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации;
Поручение Президента Российской Федерации от 07.09.2017 N Пр-1773;
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (в ред. ФЗ N 83 от 18.04.2018 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления");
Законы и правовые акты субъектов Российской Федерации о создании института старост населенных пунктов;
Уставы и нормативно-правовые акты муниципальных образований;
Методические рекомендации МЧС России по организации деятельности старост сельских населенных пунктов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров от 05.07.2017 N 2-4-71-29-28.
2. Основные положения
Развитие и поддержка института старост населенных пунктов (далее - Староста) является важнейшим направлением создания комплексной системы обеспечения безопасности населения на муниципальном уровне, задачи которых это предупредительная и профилактическая работа с населением, оперативное доведение информации до органов повседневного управления РСЧС и, как следствие, быстрое реагирование на оперативные события.
Староста должен быть в каждом населенном пункте и являться постоянным жителем данного пункта. Это позволяет Старосте быть в курсе проблем, имеющихся в населенном пункте, развитие которых может привести к социальной напряженности или возникновению чрезвычайных ситуаций; знать маломобильные группы населения и многодетные семьи, неблагополучные и социально неадаптированные группы, а также особенности энергетической, водопроводной, дорожной инфраструктуры населенного пункта.
Староста должен:
первым заявить об имеющейся проблеме и обратить на нее должное внимание;
получить через ЕДДС необходимую поддержку от местной власти, взаимодействующих органов управления, экстренных оперативных служб и организаций;
добиться решения проблемы, тем самым предупредив развитие возможной чрезвычайной ситуации, спасти человеческие жизни и предотвратить возможный ущерб.
Для этого необходимо владеть оперативной обстановкой, складывающейся непосредственно на территории населенного пункта, и своевременно, в любое время суток иметь возможность через ЕДДС сообщить информацию главе муниципального образования или в соответствующие оперативные службы.
Для гарантированного приема информации от Старост в ЕДДС необходимо предусмотреть выделенный телефонный аппарат для связи со Старостами, чтобы исключить возможность задержки оперативной информации, организовать взаимодействие Старост в телефонном режиме с оперативным дежурным ЕДДС.
В целях стимулирования деятельности Старост населенных пунктов необходимо вводить систему их поощрения, начиная от материального стимулирования (подвоз и выдача угля, различные льготы, оплата телефонной связи и т.д.) и заканчивая освещением их деятельности и эффективной работы в местной прессе и СМИ, поощрения государственными и ведомственными наградами.
3. В целях выполнения направления начальникам ГУ МЧС России по субъектам РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления необходимо:
при осуществлении методического руководства организации деятельности Старост руководствоваться требованиями Методических рекомендаций МЧС России по организации деятельности старост сельских населенных пунктов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров от 05.07.2017 N 2-4-71-29-28;
проработать вопрос о выделении на предстоящий год из бюджетов всех уровней дополнительного финансирования для материального стимулирования деятельности старост населенных пунктов, их поощрения;
организовать осуществление повседневного взаимодействия Старост населенных пунктов с оперативными дежурными единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.
Вовлечение в профилактическую работу добровольцев общественных объединений, организаций и учреждений всех форм собственности является важнейшим фактором социального развития общества. Вовлечение широких слоев общества в профилактическую и предупредительную работу обеспечивает важный вклад в достижение целей социальной политики страны и повышение качества жизни граждан. Кроме того, для молодого поколения является важным способом самореализации, получения новых знаний, развития профессиональных навыков, формирования нравственных ценностей и активной гражданской позиции.
В целях организации профилактической и предупредительной работы необходимо:
- сформировать перечень объектов профилактики добровольцами общественных организаций и учреждений всех форм собственности;
- организовать обучение добровольцев общественных организаций и учреждений всех форм собственности мерам безопасности (в том числе пожарной безопасности, безопасности поведения людей на воде, в лесу и т.д.);
- по специальным программам обучения на базе подразделений пожарной охраны, ГИМС, учебных заведений;
- в целях формирования профессиональной ориентации молодежи, организовать работу по формированию на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, объединений обучающихся (добровольные дружины пожарных, спасателей и ГИМС), с последующим привлечением их к проведению профилактических мероприятий совместно с профессиональными спасателями и инспекторами ГИМС;
- сформировать планы профилактической работы добровольцами общественных организаций и учреждений всех форм собственности;
- определить маршруты проведения профилактической работы с делением по секторам;
- осуществлять контроль и учет прошедших инструктаж по мерам пожарной безопасности различных категорий населения и работников организаций;
- организовать участие добровольцев общественных организаций и учреждений всех форм собственности в сходах граждан, обходах объектов профилактики;
- проводить освещение в СМИ профилактической работы, осуществляемой добровольцами общественных организаций и учреждений всех форм собственности;
- определить меры социальной поддержки добровольцев общественных организаций и учреждений всех форм собственности правами администраций руководителями соответствующих организаций, собственниками.