МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"

ПИСЬМО
от 22 ноября 2016 г. N 10-4393-КЛ

ДЛЯ СВЕДЕНИЯ И УЧЕТА В РАБОТЕ

ФГБУ "ФКП Росреестра" (далее - Учреждение) направляет для сведения и возможного учета в работе копию письма Учреждения, подготовленного в результате рассмотрения обращения филиала по Архангельской области и Ненецкого автономного округа, а также копию ответа Росреестра от 24.10.2016 N 19-03065/16@ по вопросу дополнительных пояснений по разделам рекомендаций по осуществлению государственного кадастрового учета вновь образуемых либо ранее учтенных земельных участков, расположенных на границе смежных кадастровых округов, направленных письмом Росреестра от 19.04.2016 N 19-исх/05229-СМ/16.

Необходимо довести позицию, изложенную в направленных письмах, до сведения сотрудников филиала Учреждения в соответствии с приказом Учреждения от 21.03.2014 N П/057 "Об ознакомлении сотрудников филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра" с письмами методического характера".

Органам, осуществляющим кадастровый учет объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь, направляется для сведения.

Заместитель директора
К.А.ЛИТВИНЦЕВ

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 24 октября 2016 г. N 19-03065/16@

О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

Управление геодезии, картографии, землеустройства и кадастровых работ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение ФГБУ "ФКП Росреестра" по вопросу дополнительных пояснений по разделам рекомендаций по осуществлению государственного кадастрового учета вновь образуемых либо ранее учтенных земельных участков, расположенных на границе смежных кадастровых округов, направленных письмом Росреестра от 19.04.2016 N 19-исх/05229-СМ/16 (далее - Рекомендации), сообщает.

Рекомендации не заменяют требования законодательства в сфере осуществления государственного кадастрового учета, а только дополнительно предлагают возможный алгоритм действий при проведении кадастровых процедур в отношении земельных участков, расположенных на границах смежных кадастровых округов (учитывая выявляемые проблемы с пересечением границ земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет в разных кадастровых округах, а также наличие спорных территорий) в целях предотвращения возникновения дополнительных пересечений границ земельных участков.

1. В отношении обязательности исполнения Рекомендаций кадастровыми инженерами отмечаем, что Рекомендации носят информационно-рекомендательный характер, не являются строго обязательными для исполнения как кадастровыми инженерами так и филиалами ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации.

Вместе с тем подчеркиваем, что предлагаемый алгоритм действий позволяет минимизировать количество некорректных сведений государственного кадастра недвижимости, а также следует учитывать, что в соответствии с положениями статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

для кадастровых инженеров - внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории или подлог документов, на основании которых были подготовлены межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карта-план территории, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет (если указанные деяния не подпадают под положения статьи 170.2 Уголовного кодекса Российской Федерации);

для органа кадастрового учета - неточное внесение сведений о недвижимом имуществе в государственный кадастр недвижимости должностными лицами органа, осуществляющего государственный кадастровый учет недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или подведомственных данному органу государственных учреждений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Кроме того, частью 6 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в качестве одного из оснований исключения кадастрового инженера из саморегулируемой организации кадастровых инженеров (членство в которой является обязательным условием осуществления кадастровой деятельности с 01.07.2016) является принятие за последние три года деятельности кадастрового инженера органом кадастрового учета десяти и более решений о необходимости устранения кадастровых ошибок в сведениях, связанных с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при определении местоположения границ земельных участков или местоположения зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Полагаем, что соответствующая информация должна доводиться до кадастровых инженеров в обязательном порядке.

2. По вопросу возможности принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в случае несоблюдения кадастровым инженером Рекомендаций (например, при отсутствии заключения кадастрового инженера, перечня координат характерных точек границ земельного участка, определенных в системе координат смежного кадастрового округа).

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и отказов в осуществлении государственного кадастрового учета содержится в статьях 26, 27 Закона о кадастре.

Выявленное пересечение границ земельных участков независимо от их месторасположения (в одном кадастровом округе или в разных) является одним из оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета.

3. В отношении применения раздела III Рекомендаций отмечаем, что указанный алгоритм действий предлагается в основном использовать в случае проведения работ по актуализации и координатному описанию границ единиц кадастрового деления территории Российской Федерации, а также при возникновении наиболее спорных и проблемных ситуаций (например, при наличии территориального спора между субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями).

До окончательного решения вопроса с наделением ФГБУ "ФКП Росреестра" полномочиями по пересчету координат, полагаем, что для проведения работ по переопределению координат спорных земельных участков и их пересчету возможно и целесообразно привлекать специалистов территориальных органов Росреестра (инспекторов госземнадзора в рамках проведения административных обследований с применением геодезического оборудования, служащих отделов территориальных органов Росреестра по субъектам Российской Федерации, к компетенции которых отнесены вопросы землеустройства, а также геодезических и картографических работ), а также использовать поставленные в рамках введения ГСК-2011 соответствующие модули, позволяющие осуществлять сопоставление и пересчет координат.

4. В отношении применения раздела IV Рекомендаций, в том числе в части направления межевого плана в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по смежному кадастровому округу, отмечаем.

В соответствии с частью 3.1 статьи 25 Закона о кадастре если при постановке на учет или при учете изменений земельного участка в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельных участков (далее - смежные земельные участки), и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о смежных с ним земельных участках, орган кадастрового учета одновременно с осуществлением кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади таких смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении смежных земельных участков не требуется.

Таким образом, в случае если при постановке на учет (учете изменений) земельного участка, расположенного на границе смежных кадастровых округов (далее - участок N 1), требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о смежном с ним земельном участке, поставленном на государственный кадастровый учет в смежном кадастровом округе (далее - участок N 2), принимая во внимание возможность такого уточнения границ в соответствии с положениями части 3.1 статьи 25 Закона о кадастре:

заявление о постановке на государственный кадастровый учет участка N 1 (далее - Заявление) и межевой план, содержащий в том числе необходимые сведения для внесения изменений в отношении участка N 2 (далее - Межевой план), представляются заявителем (кадастровым инженером, правообладателем, заинтересованным лицом) в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъекту Российской Федерации, в котором образуется земельный участок N 1 (далее - Филиал N 1);

полагаем, что в рамках рассмотрения Заявления Филиал N 1 направляет Заявление и Межевой план в рамках информационного взаимодействия для рассмотрения и принятия решения в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по смежному субъекту Российской Федерации, в границах кадастрового округа которого расположен участок N 2;

по итогам рассмотрения Заявления и Межевого плана филиалами ФГБУ "ФКП Росреестра" принимаются соответствующие решения в рамках их полномочий:

- Филиал N 1 - решение об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с постановкой участка N 1 (при условии внесения Филиалом N 2 необходимых изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении участка N 2 и отражении соответствующей информации в решении, подготовленном Филиалом N 1);

- Филиал N 2 - решение о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении участка N 2 в соответствии с частью 3.1 статьи 25 Закона о кадастре на основании Заявления и Межевого плана (копию решения Филиал N 2 в рамках информационного взаимодействия направляет в Филиал N 1 для удостоверения решения об осуществлении государственного кадастрового учета).

Также полагаем, что процесс технологического взаимодействия филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра" при исправлении кадастровых ошибок или уточнении границ земельных участков в соответствии с частью 3.1 статьи 25 Закона о кадастре может быть оптимизирован с учетом особенностей взаимодействия филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра" по смежным субъектам Российской Федерации без ущерба для качества и сроков рассмотрения представляемой заявителями документации.

Заместитель начальника
Управления геодезии, картографии,
землеустройства и кадастровых работ
Д.А.МОЛОДЕНКОВ