МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
ПИСЬМО
от 17 июля 2015 г. N 10-2296-КЛ
О НАПРАВЛЕНИИ
ПИСЕМ РОСРЕЕСТРА ОТ 16.06.2015 N 14-06462/15
И МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 13.05.2015 N ОГ-Д23-6623
ФГБУ "ФКП Росреестра" (далее - Учреждение) направляет для сведения и возможного учета в работе электронный образ письма Росреестра от 16.06.2015 N 14-06462/15, содержащего в качестве приложения письмо Минэкономразвития России от 13.05.2015 N ОГ-Д23-6623, а также включенные в состав межевого плана, по результатам рассмотрения которого было подготовлено указанное письмо Минэкономразвития России, файл в формате XML (с измененными персональными данными) и электронный образ свидетельства о праве собственности на землю, владения, пользования землей.
Просим ознакомить сотрудников с позицией, изложенной в вышеуказанных письмах, в порядке, предусмотренном приказом Учреждения от 21.03.2014 N П/057 "Об ознакомлении сотрудников филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра" с письмами методического характера".
Дополнительно Учреждение сообщает, что в Росреестр будет направлен запрос о предоставлении дополнительных разъяснений относительно использования при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка документов, указанных в части 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Органам, осуществляющим кадастровый учет объектов недвижимости, расположенных на территории Крымского федерального округа, направляется для сведения.
Заместитель директора
К.А.ЛИТВИНЦЕВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 мая 2015 г. N ОГ-Д23-6623
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.
По информации Росреестра в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером <...> площадью 2500 кв. м, расположенном по адресу: <...> область, <...> район, с/о <...> д. <...> с видом разрешенного использования - "для ведения личного подсобного хозяйства"; границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
По результатам рассмотрения заявления от <...> N <...> о кадастровом учете изменений объекта недвижимости и приложенного к нему межевого плана, подготовленного в рамках проведения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <...> (далее - Межевой план), органом кадастрового учета в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) принято решение от 20 марта 2015 г. о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекте недвижимости (далее - Решение).
Решение принято в связи с тем, что в разделе "Заключение кадастрового инженера" Межевого плана в качестве документов, которыми установлен предельный минимальный размер предоставляемого в собственность гражданам земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, указан не градостроительный регламент, а постановления главы <...> муниципального округа <...> области от 16.08.2002 N 321, от 10.08.2009 N 525, решение собрания представителей <...> муниципального района от 09.11.2009 N 83 "Об утверждении положения о порядке предоставления земельных участков на территории <...> муниципального района". При этом площадь земельного участка увеличилась на 800 кв. м и составила 3300 кв. м, что соответствует указанным выше документам.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) установлено, что до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются установленные до дня вступления в силу Закона N 171-ФЗ в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
Позиция Минэкономразвития по вопросу применения предельных размеров земельных участков, установленных в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации, при уточнении местоположения границ земельных участков изложена в письме от 27 декабря 2011 г. N 29478-ИМ/Д23.
Полагаем, что в рассматриваемом случае Решение не учитывает вышеизложенное, в том числе отсутствие утвержденного в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке градостроительного регламента.
Дополнительно отмечаем следующее.
В соответствии с частью 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Пунктом 67 требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее - Требования), также установлено, что:
выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные" межевого плана", согласно пункту 26 Требований копии таких документов включаются в состав приложения межевого плана;
при отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные" межевого плана, указанные документы или их копии в состав приложения межевого плана не включаются;
в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например, забор); сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Из содержания раздела "Исходные данные" Межевого плана следует, что при подготовке межевого плана кадастровый инженер использовал свидетельство о праве собственности на землю, владения, пользования землей, датированное 1992 г., а также выписку из постановления главы <...> сельской администрации 1992 г., в соответствии с которыми площадь земельного участка составляет 2500 кв. м. Однако, указанные документы не содержат описание местоположения границ земельного участка, соответствующее представленному в межевом плане. Следовательно, указанные документы не являются документами, подтверждающими фактическое местоположение границ на местности 15 и более лет.
Согласно разделу "Заключение кадастрового инженера" Межевого плана при его подготовке был использован фотоплан местности масштаба 1:5000, при этом указано, что съемка произведена в 2009 г., в связи с чем указанный документ также не является документом, подтверждающим фактическое местоположение границ уточняемого земельного участка на местности 15 и более лет.
Принимая во внимание положения части 9 статьи 38 Закона о кадастре, Требований; исходя из сведений, содержащихся в разделах "Исходные данные", "Заключение кадастрового инженера" Межевого плана, в том числе отсутствие обоснования местоположения границ земельного участка, информация, подтверждающая фактическое местоположение границы земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 3300 кв. м на местности более 15 лет, в Межевом плане отсутствует.
Таким образом, изменение площади земельного участка и описания местоположения его границ не обусловлено уточнением, что является основанием для принятия органом кадастрового учета решения, предусмотренного частью 4 статьи 27 Закона о кадастре.
Дополнительно отмечаем, что на момент принятия органом кадастрового учета решения о приостановлении государственного кадастрового учета (20 марта 2015 г.) Решение Собрания представителей <...> муниципального района от 9 ноября 2009 г. N 83 утратило силу в связи с принятием Решения Собрания представителей <...> муниципального района от 13 марта 2015 г. N 88, вступившего в силу с момента опубликования.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
В.А.ЯЦКИЙ