Утверждено
Решением Совета ФПА РФ
от 18 ноября 2020 г.

РАЗЪЯСНЕНИЕ
КОМИССИИ ФПА РФ ПО ЭТИКЕ И СТАНДАРТАМ ПО ВОПРОСУ ОБ ОТВОДЕ
ЧЛЕНА КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КОМИССИИ

В порядке пункта 5 статьи 18.2 Кодекса профессиональной этики адвоката Комиссия Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам дает следующее разъяснение по вопросу об отводе члена квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в ходе рассмотрения дисциплинарного дела указанной комиссией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Согласно пункту 8 статьи 29 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" на территории субъекта Российской Федерации может быть образована только одна адвокатская палата и, соответственно, сформирована одна квалификационная комиссия.

Как следует из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2018 г. N 1098-О и от 2 октября 2019 г. N 2658-О, установление порядка рассмотрения и разрешения жалоб, представлений, обращений в отношении адвокатов в рамках специального правового акта - Кодекса профессиональной этики адвоката (раздел второй "Процедурные основы дисциплинарного производства") вызвано необходимостью соблюдения принципов независимости и самоуправления адвокатуры, а также тем, что предполагается более полное и четкое регулирование вопросов адвокатской деятельности самим адвокатским сообществом (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2007 г. N 293-О-О и от 13 октября 2009 г. N 1302-О-О).

В числе поводов для возбуждения дисциплинарного производства в отношении адвоката пункт 1 статьи 20 Кодекса профессиональной этики адвоката называет представление, внесенное в адвокатскую палату органом государственной власти, уполномоченным в области адвокатуры.

При этом согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 33 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" представители указанного органа государственной власти являются членами квалификационной комиссии. Из данной нормы во взаимосвязи с подпунктом 2 пункта 2 статьи 30 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" следует, что указанные лица назначаются членами квалификационной комиссии соответствующим территориальным органом юстиции, а не избираются адвокатским сообществом.

Направление территориальным органом юстиции представления в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации в отношении конкретного адвоката не может являться основанием для отвода представителя территориального органа юстиции, участвующего в качестве члена квалификационной комиссии в рассмотрении дисциплинарного производства в отношении данного адвоката.

Особым правовым статусом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации законодательно определены принципы внутренней организации ее деятельности с учетом необходимости обеспечения баланса между государственно-властными и внутрикорпоративными началами регулирования деятельности адвокатских палат. Региональная адвокатская палата как независимая от государства корпоративная организация самостоятельно формирует органы самоуправления и определяет их персональный состав (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26 января 2017 г. N 211-О, от 24 апреля 2018 г. N 1098-О).

В целях предотвращения субъективизма при дисциплинарном разбирательстве в отношении конкретного адвоката разделом вторым Кодекса профессиональной этики адвоката установлены стадии дисциплинарного производства, предусматривающие возбуждение президентом адвокатской палаты дисциплинарного производства и коллегиальное его рассмотрение в квалификационной комиссии и в совете.

Право на справедливое рассмотрение жалоб, представлений, обращений в отношении адвоката (пункт 3 статьи 19 Кодекса профессиональной этики адвоката) предполагает, что рассмотрение дел осуществляется сформированными в соответствии с положениями федерального законодательства дисциплинарными органами, компетенция которых по рассмотрению дел определяется на основании закрепленных в законе критериев, с предоставлением равных прав участникам дисциплинарного разбирательства.

Квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации формируется на срок два года в количестве 13 членов комиссии по следующим нормам представительства:

1) от адвокатской палаты - семь адвокатов;

2) от территориального органа юстиции - два представителя;

3) от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - два представителя. Порядок избрания указанных представителей и требования, предъявляемые к ним, определяются законами субъектов Российской Федерации;

4) от верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа - один судья;

5) от арбитражного суда субъекта Российской Федерации - один судья.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 23 Кодекса профессиональной этики адвоката квалификационная комиссия выносит заключение о наличии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) Кодекса профессиональной этики адвоката либо о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей перед доверителем, либо о неисполнении решений органов адвокатской палаты.

Дисциплинарное дело с заключением квалификационной комиссии поступает для рассмотрения в Совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, который избирается собранием (конференцией) адвокатов тайным голосованием в количестве не более 15 человек из состава членов адвокатской палаты.

При этом сделанные квалификационной комиссией в заключении выводы сами по себе не предрешают выводы Совета при рассмотрении им возбужденного в отношении адвоката дисциплинарного производства.

Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"), поэтому Совет вправе принять по дисциплинарному производству различные решения (пункт 1 статьи 25 Кодекса профессиональной этики адвоката), в том числе о прекращении дисциплинарного производства в отношении адвоката вследствие отсутствия в его действиях (бездействии) нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) Кодекса профессиональной этики адвоката либо вследствие надлежащего исполнения им своих обязанностей перед доверителем или адвокатской палатой, как на основании заключения квалификационной комиссии, так и вопреки ему, если фактические обстоятельства комиссией установлены правильно, но ею сделана ошибка в правовой оценке деяния адвоката или толковании закона и Кодекса профессиональной этики адвоката. Равным образом Совет вправе принять решение о направлении дисциплинарного производства квалификационной комиссии для нового разбирательства.

Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и Кодекс профессиональной этики адвоката не содержат норм об отводе члена (членов) квалификационной комиссии, в связи с чем возможность отвода члена (членов) квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации не предусмотрена.

Не усматривая в данном вопросе какой-либо нормативной неопределенности, Комиссия Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам разъясняет, что установленный Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и Кодексом профессиональной этики адвоката порядок формирования и деятельности квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации гарантирует соблюдение прав участников дисциплинарного производства и создает надлежащие условия для объективного и беспристрастного рассмотрения возбужденного в отношении адвоката дисциплинарного производства.

Настоящее Разъяснение вступает в силу и становится обязательным для всех адвокатских палат и адвокатов после утверждения советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и опубликования на официальном сайте Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в сети "Интернет".

После вступления в силу настоящее Разъяснение подлежит опубликованию в издании "Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации" и в издании "Адвокатская газета".