ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 21 ноября 2022 г. N ПИ/105476/22

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

ФАС России рассмотрела обращение по вопросу направления сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и сообщает следующее.

По вопросу необходимости направления информации для включения в Реестр, если заказчиком принято решение об отказе от исполнения контракта, заключенного на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, ФАС России сообщает следующее.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Частями 12.1, 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрен механизм действий заказчика в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур.

ФАС России отмечает, что в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

При этом согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр.

Порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078).

ФАС России обращает внимание, что Законом о контрактной системе и Постановлением N 1078 не предусмотрены ограничения в отношении рассмотрения обращений заказчиков о включении в Реестр сведений о поставщике в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по итогам закупок, предусмотренных статьей 93 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, необходимо направлять для включения в Реестр.

По вопросу порядка направления обращения о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами, для включения в Реестр ФАС России сообщает следующее.

Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

При этом Законом о контрактной системе и Постановлением N 1078 не установлен порядок направления обращения о включении в Реестр при расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Таким образом, по мнению ФАС России, указанное обращение о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактом, заключенным на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, направляется на бумажном носителе в контрольный уполномоченный орган в сфере закупок без использования функционала единой информационной системы в сфере закупок, в том числе путем направления обращения на официальный адрес электронной почты соответствующего контрольного органа в сфере закупок.

П.В.ИВАНОВ