ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 25 июня 2021 г. N АК/52348/21
О ВЫДАЧЕ
ПРЕДПИСАНИЯ ПРИ ВЫНЕСЕНИИ РЕШЕНИЯ ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ
СТАТЬИ 14.4 ЗАКОНА "О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ" (ПУНКТ 10 ПЛАНА)
ФАС России во исполнение пункта 10 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2021 году (далее - План), утвержденного приказом ФАС России от 14.04.2020 N 348/21, рассмотрел вопрос о выдаче предписания об изменении или ограничении использования фирменного наименования в порядке подпункта "л" пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") при вынесении решения по делу о нарушении статьи 14.4 Закона "О защите конкуренции" при наличии решения арбитражного суда об ограничении использования фирменного наименования по аналогичным основаниям и сообщает.
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В силу части 1 статьи 14.4 Закона "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.
Правовой режим использования фирменных наименований установлен нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), в соответствии с частью 1 статьи 1474 которого юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет".
Согласно пункту 3 статьи 1474 ГК РФ не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.
Нарушитель обязан по требованию правообладателя по своему выбору прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, или изменить свое фирменное наименование, а также обязано возместить правообладателю причиненные убытки.
При этом предметом рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства является влияние действий хозяйствующего субъекта на конкурентную среду, выражающееся в возможности потребителя (клиента) перепутать участников рынка соответствующих товаров (услуг), действующих под сходными фирменными наименованиями, что приводит (может привести) к перераспределению спроса на рынке.
При применении приведенных норм следует учитывать, что форма недобросовестной конкуренции, запрет на которую установлен статьей 14.4 Закона "О защите конкуренции", характеризуется совокупностью двух обстоятельств, а именно - приобретением исключительного права на средство индивидуализации с целью последующего недобросовестного использования, а также само последующее недобросовестное использование, которое должно быть выражено в определенных действиях.
Поскольку к фирменным наименованиям юридических лиц не применяются последствия, установленные частью 2 статьи 14.4 Закона "О защите конкуренции", в случае признания факта нарушения по указанным делам ответчику выдается предписание о прекращении использования фирменного наименования или соответствующей его части.
Указанное предписание должно обладать свойством исполнимости и быть направлено на прекращение действий, нарушающих антимонопольное законодательство.
С учетом изложенного в случае, если на дату принятия решения и рассмотрения вопроса о вынесении предписания антимонопольный орган располагает документально подтвержденными сведениями об изменении фирменного наименования либо прекращении его использования в соответствующей части, в том числе во исполнение ранее принятого судебного акта, которым на ответчика были возложены соответствующие обязанности, основания для вынесения в адрес ответчика по делу предписания отсутствуют.
В то же время, по мнению специалистов ФАС России, наличие неисполненной обязанности по изменению фирменного наименования либо прекращении его использования в соответствующей части, установленной судебным актом по требованию о защите исключительных прав на фирменное наименование, допускает выдачу антимонопольным органом соответствующего предписания. При этом документы, свидетельствующие об исполнении после вынесения предписания такого судебного акта, также будут являться подтверждением исполнения предписания антимонопольного органа.
Обращаем внимание, что наличие судебного акта об изменении фирменного наименования либо прекращении его использования в соответствующей части по ранее предъявленному в суд требованию о признании приобретения и использования фирменного наименования недобросовестной конкуренцией на момент рассмотрения заявления может свидетельствовать об устранении нарушения прав заявителя в судебном порядке и отсутствии оснований для возбуждения дела.
А.Б.КАШЕВАРОВ