ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 25 мая 2011 г. N АК/20129
О ПРИЗНАНИИ
РЕКЛАМЫ НЕОРГАНИЧНО ИНТЕГРИРОВАННОЙ В ТЕЛЕ-, РАДИОПЕРЕДАЧУ
В связи с поступающими запросами, а также с учетом исследования материалов, поступивших из территориальных органов ФАС России, относительно порядка реализации антимонопольным органом полномочий в сфере контроля законодательства Российской Федерации о рекламе при оценке информации на предмет отнесения ее к органично интегрированной в теле-, радиопередаче и теле-, радиопрограмме ФАС России сообщает.
Согласно пункту 9 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный закон не распространяется на упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
Данная норма предусматривает, что Федеральный закон "О рекламе" не распространяется на информацию об определенных лицах или товарах, одновременно отвечающую двум признакам: во-первых, она органично интегрирована в произведение науки, литературы, искусства и, во-вторых, она не является сама по себе сведениями рекламного характера.
По мнению специалистов ФАС России, органично интегрированной в то или иное произведение можно признать информацию о товаре или лице, которая является составной частью общего сюжета произведения (отдельной его части) и выступает в качестве дополнительной характеристики героя или созданной ситуации. При этом такие товар или организация не представлены в виде, когда внимание концентрируется именно на них, на их достоинствах и иных характеристиках, они не подменяют главных персонажей в произведении (отдельной его части), не нарушают сюжета и не могут быть изъяты из него без ущерба для целостного восприятия произведения.
Так, по мнению специалистов ФАС России, могут быть признаны органично интегрированными в видеопроизведение изображения товаров, которые приобретают или используют герои произведения в сюжетом обоснованной ситуации (например, потребление пива в баре, ресторане, без акцентирования внимания зрителей на наименовании товара, когда демонстрация товара, утвари, обстановки в баре является естественным фоном сценического действия).
Отнесение информации самой по себе к сведениям рекламного характера, по мнению специалистов ФАС России, должно производиться исходя из содержания такой информации, а также цели и назначения ее распространения, в соответствии с понятием рекламы, закрепленным в статье 3 Федерального закона "О рекламе", согласно которому под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, в случае если в теле-, радиопередаче или теле-, радиопрограмме размещается информация с упоминанием (в том числе с демонстрацией) определенного наименования товара, средства его индивидуализации, в том числе товарного знака, или с упоминанием названия определенного юридического лица или индивидуального предпринимателя, коммерческого обозначения или иная подобная информация, формирующая интерес к определенному лицу или товару, то такая информация должна оцениваться на предмет ее органичного интегрирования в данную теле-, радиопередачу или теле-, радиопрограмму.
В случае если информация о товаре или лице не воспринимается как составная часть общего сюжета произведения (отдельной его части), выходит за рамки общего содержания теле-, радиопередачи или теле-, радиопрограммы, при этом такие товар или лицо представлены в виде, когда внимание концентрируется именно на них, на их достоинствах и иных характеристиках, то такая информация может признаваться неорганично интегрированной в указанное произведение.
Между тем, размещение такой информации в теле-, радиопрограмме или теле-, радиопередаче само по себе не запрещено, однако распространение такой информации должно соответствовать положениям Федерального закона "О рекламе", поскольку такая информация признается рекламой.
Согласно части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона "О рекламе" прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, а также прерывание радиопрограммы или радиопередачи рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
Поскольку рассматриваемая реклама в виде информации о товаре или лице, неорганично интегрированной в теле-, радиопрограмму, не прерывает трансляцию теле-, радиопрограммы или теле-, радиопередачи, то положения части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона "О рекламе" при распространении такой информации не нарушаются.
Однако такая реклама должна включаться в общий объем рекламы в теле-, радиопрограмме.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "О рекламе" общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа. Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона "О рекламе" в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.
Кроме того, рассматриваемая реклама в виде информации о товаре или лице, неорганично интегрированной в теле-, радиопрограмму или теле-, радиопередачу, по содержанию, а также по порядку распространения должна соответствовать требованиям соответствующих статей Федерального закона "О рекламе". В частности, такая реклама должна соответствовать общим требованиям, закрепленным в статье 5 Федерального закона "О рекламе", в том числе о достоверности, корректности, этичности рекламы, а также специальным требованиям, предъявляемым к рекламе отдельных видов товаров.
Так, например, в силу пункта 3 части 2 статьи 21 и пункта 1 части 2 статьи 23 Федерального закона "О рекламе" не допускается в теле-, радиопрограммах реклама алкогольной продукции, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, в том числе в случае распространения такой рекламы в виде информации о товаре или лице, неорганично интегрированной в теле-, радиопрограмму.
В случае размещения в теле-, радиопрограмме или теле-, радиопередаче рекламы лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники в виде информации о товаре или лице, неорганично интегрированной в теле-, радиопрограмму, то в силу части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" такая реклама должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Вместе с тем ФАС России обращает внимание, что данное разъяснение не относится к случаям размещения в телепрограмме художественных, документальных, телевизионных фильмов, в состав которых входит информация о товаре или лице, имеющая признаки рекламной информации. Вопрос, связанный с оценкой такой информации в качестве органично интегрированной в данное произведение искусства и, соответственно, с отнесением такой информации к рекламе, распространяемой в телепрограмме, требует дополнительного изучения, и позиция по нему будет сформулирована ФАС России дополнительно.
В случае выявления нарушения положений Федерального закона "О рекламе" в рекламе в виде информации о товаре или лице, неорганично интегрированной в теле-, радиопрограмму или теле-, радиопередачу, антимонопольным органам надлежит возбуждать дела по признакам нарушения Федерального закона "О рекламе" в соответствующей рекламе.
При этом ФАС России в целях формирования единообразной практики применения указанных положений Федерального закона "О рекламе" обращает внимание территориальных органов на то, что в случае, если в рамках рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассматриваемом в территориальном органе ФАС России, от ответчика по делу поступит ходатайство о передаче дела на рассмотрение в центральный аппарат ФАС России, такое ходатайство подлежит удовлетворению.
А.Б.КАШЕВАРОВ