6.2. Разъяснение статьи 13 Закона о торговле

6.2. Разъяснение статьи 13 Закона о торговле

а) Навязывание невыгодных условий договора

Навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

Навязыванием контрагенту условий договора является направление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента.

Пунктом 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, определены условия, которые запрещается навязывать контрагенту.

Таким образом, добровольное включение в договор поставки условий, содержащихся в пункте 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле, не является нарушением указанной нормы Закона о торговле.

б) подпункт "е" пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле

В соответствии с частью 1, абзацем 1 части 4 статьи 447 ГК договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона с лицом, выигравшим торги.

Размещение организатором информации о проведении аукциона в сети "Интернет", в соответствии с положениями статьи 437 ГК является публичной офертой.

Подача заявки на участие в аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе, в соответствии со статьей 438 ГК является акцептом оферты, то есть ответом лица о ее полном и безоговорочном принятии.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 части 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается навязывать контрагенту условия о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.

Таким образом, заключение торговой сетью договора поставки товаров путем проведения аукциона с поставщиком, предложившим наименьшую цену и выигравшим аукцион, не рассматривается в качестве навязывания торговой сетью контрагенту условия, запрещенного подпунктом "е" пункта 2 части 13 Закона о торговле.

в) Об установлении цены услуг по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобных услуг

Пунктом 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия.

Установление торговой сетью цены услуг по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, в процентах от цены продовольственных товаров, в отношении которых указанные услуги оказываются, создает дискриминационные условия для поставщиков торговых сетей путем установления различных цен на одни и те же услуги для различных хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров в торговые сети.

г) подпункт "к" пункта 2 части 1 Закона о торговле

В соответствии с подпунктом "к" пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается навязывать контрагенту условия, если они содержат существенные признаки условий, предусмотренных подпунктами "а" - "и" пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле.

Условиями, содержащими существенные признаки условий, предусмотренных подпунктами "а" - "и" пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле следует считать сходные условия, предусмотренные указанными пунктами.

д) Распространение ограничений, установленных частью 1 статьи 13 Закона о торговле, на хозяйствующих субъектов, имеющих магазины-склады

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона о торговле торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Пунктом 8 статьи 2 Закона о торговле установлено, что торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

В случае, если склады, принадлежащие хозяйствующему субъекту, оснащены оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров и обслуживания покупателей, а также оборудованием для проведения денежных расчетов с покупателями, то указанные склады признаются торговыми объектами. Кроме того, такие склады образуют торговую сеть.

Учитывая изложенное, в случае, если магазины-склады образуют торговую сеть или осуществляют поставку товаров в торговые сети, на них распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 13 Закона о торговле.

е) пункт 3 части 1 статьи 13 Закона о торговле

С 01.02.2010 запрещается осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии, хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети (пункт 3 части 1 статьи 13 и часть 1 статьи 22 Закона о торговле).

Запрет осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии, установленный в пункте 3 части 1 статьи 13 Закона о торговле, распространяется на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети, при осуществлении ими торговой деятельности.

Запрет, установленный в пункте 3 части 1 статьи 13 Закона о торговле, распространяется на все торговые сети и всех поставщиков торговых сетей при осуществлении оптовой торговли между собой.

В то же время указанный запрет не распространяется на договорные отношения поставщиков в случае, если предметом таких договоров не является поставка товаров в торговую сеть и в случае поставки продовольственных товаров реализующим товар в розницу лицам, не являющимся торговыми сетями.

ж) подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле

В соответствии с подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается навязывать контрагенту условие о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации.

При этом под "определенным сроком" следует понимать срок, установленный сторонами в договоре поставки продовольственных товаров, которым, в частности, может быть срок реализации товаров, срок хранения товаров, срок годности товаров.

Учитывая, что торговая деятельность - это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров (пункт 1 статьи 2 Закона о торговле), отношения, возникающие при осуществлении торговой деятельности, регулируются гражданским законодательством (пункт 1 статьи 2 ГК).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ГК гражданское законодательство состоит из указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1, 2 статьи 2 ГК.

Так, например, положения Санитарных правил и норм "Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий" СанПиН 2.3.4.545-96, утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 N 20, не могут являться основанием для навязывания контрагенту условия о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока.

Навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

Навязыванием контрагенту условий договора является направление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента.

Таким образом, стороны договора поставки вправе включать в договор условие о возврате хлеба и хлебобулочных изделий, подлежащих изъятию из торгового зала по истечении сроков их продажи.

При этом предложение о включении в договор поставки условия о возврате хлеба и хлебобулочных изделий поставщику не рассматривается в качестве навязывания условий, запрещенных подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле.

з) Включение в договоры поставки условий по прохождению верификации

Пункт 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле предусматривает исчерпывающий перечень условий, навязывание которых запрещено. Подпункты "а" - "и" пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле не предусматривают запрет навязывания условий по прохождению верификации. Подпункт "к" запрещает навязывание условий, если они содержат существенные признаки условий, предусмотренных подпунктами "а" - "и". Условие о верификации не содержит существенных признаков условий, предусмотренных подпунктами "а" - "и" настоящего пункта.

Таким образом, включение в договоры поставки условий о прохождении верификации не может быть признано нарушающим запреты, установленные пунктом 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле.

В случае, если требование о верификации предъявляется не ко всем поставщикам, то подобные действия будут противоречить пункту 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле (создание дискриминационных условий). Если за отсутствие верификации к поставщикам применяются различные штрафы, действия также могут быть квалифицированы как дискриминация.

Действия по включению в договоры поставки условий по прохождению верификации только в конкретных лабораториях, при возможности осуществлять верификацию в иных лабораториях по выбору поставщика также могут быть расценены как нарушение антимонопольного законодательства.