ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
БАНКА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. Вправе ли юридическое лицо - резидент до осуществления обязательной продажи иностранной валюты, ошибочно поступившей от нерезидента в его пользу на транзитный валютный счет в уполномоченном банке, дать поручение уполномоченному банку возвратить валютные средства указанному нерезиденту?

Согласно пунктам 1 и 14 Инструкции Банка России от 29.06.92 N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее - Инструкция N 7) юридические лица осуществляют обязательную продажу 75% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) не позднее чем через 7 календарных дней от даты зачисления указанной выручки на его транзитный валютный счет.

Учитывая изложенное, денежные средства в иностранной валюте, ошибочно поступившие в пользу юридического лица - резидента, в отношении которых в течение 7 (семи) календарных дней со дня зачисления на его транзитный валютный счет до осуществления обязательной продажи поступило заявление от банка - корреспондента с просьбой вернуть указанные денежные средства ввиду их ошибочного перечисления (если возможность возврата ошибочно зачисленных средств предусмотрена договором между банком и резидентом - владельцем счета) либо заявление юридического лица - резидента (владельца транзитного валютного счета) о возврате этих средств плательщику - нерезиденту, могут быть возвращены с транзитного валютного счета без осуществления обязательной продажи.

2. Вправе ли уполномоченный банк принять на инкассо чек в иностранной валюте, выписанный на имя российской некоммерческой организации в качестве пожертвования?

В том случае, если сумма в иностранной валюте, указанная в чеке, выписанном на имя российской некоммерческой организации, является безвозмездным пожертвованием и соответственно не требует встречного исполнения с российской стороны, на основании пункта 1.5 Положения Банка России от 24.04.96 N 39 "Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций" (далее - Положение N 39) уполномоченный банк вправе принять указанный чек на инкассо без разрешения Банка России.

3. На какую сумму должны представлять физические лица - резиденты таможенным органам документы, подтверждающие перевод или ввоз иностранной валюты в Российскую Федерацию, снятие иностранной валюты с текущего валютного счета (вклада) в уполномоченном банке либо ее покупку в уполномоченном банке Российской Федерации при вывозе наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 1500 долларов США, но не более 10 тысяч долларов США?

Физические лица - резиденты при вывозе наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 1500 долларов США, но не более суммы, равной в эквиваленте 10 000 долларов США, представляют таможенным органам подтверждающие документы на сумму наличной иностранной валюты, рассчитанную как разница между суммой вывозимой наличной иностранной валюты и 1500 долларов США.

На основании пункта 2 Положения Банка России и ГТК России от 12.01.2000 N 105-П и N 01-100/1 "О порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты" (далее - Положение N 105-П) без разрешения Банка России физические лица - резиденты могут вывозить наличную иностранную валюту в сумме, не превышающей 10 000 долларов США, включая сумму, не превышающую в эквиваленте 1500 долларов США, которая вывозится без представления подтверждающих документов.

4. Каков порядок вывоза из Российской Федерации физическими лицами - резидентами наличной иностранной валюты, выданной для оплаты командировочных расходов за границей?

Согласно статье 1 Федерального закона от 31.05.2001 N 72-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" подпункт "г" пункта 9 статьи 1 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" изложен в новой редакции, согласно которой оплата расходов, связанных с командированием работников за рубеж, отнесена к переводам неторгового характера, которые, являясь текущими валютными операциями, осуществляются резидентами без ограничений.

В соответствии с пунктом 2.3 Положения N 105-П при единовременном вывозе из Российской Федерации наличной иностранной валюты (за исключением иностранной валюты, полученной для оплаты командировочных расходов за пределами Российской Федерации) в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, физические лица - резиденты представляют таможенным органам, производящим таможенное оформление, разрешение Центрального банка Российской Федерации. При этом в соответствии с пунктом 4 Положения N 105-П основанием для вывоза иностранной валюты, полученной для оплаты командировочных расходов за пределами Российской Федерации, является Справка ф. N 0406007, выданная в порядке, установленном Положением Банка России от 25.06.97 N 62 "О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов" (далее - Положение N 62).

Следовательно, вывоз наличной иностранной валюты, полученной физическими лицами - резидентами для оплаты ими командировочных расходов за пределами Российской Федерации, осуществляется без разрешения Банка России вне зависимости от суммы иностранной валюты, указанной в оформленной в соответствии с требованиями Положения N 62 Справке ф. N 0406007.

Физические лица - резиденты одновременно с вывозом наличной иностранной валюты, полученной для оплаты командировочных расходов за пределами Российской Федерации, вправе без разрешения Банка России осуществлять вывоз собственных средств в наличной иностранной валюте в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США.

5. Каков порядок оформления Справки ф. N 0406007, являющейся основанием для вывоза физическим лицом - нерезидентом наличной иностранной валюты, ранее ввезенной им в Российскую Федерацию и зачисленной на свой валютный счет (вклад) в уполномоченном банке либо переведенной в пользу физического лица - нерезидента из-за границы без открытия текущего валютного счета или с последующим зачислением на его текущий валютный счет (вклад)?

В соответствии с пунктом 3 письма Банка России от 20.03.95 N 150 "О порядке оформления операции по зачислению и снятию наличной иностранной валюты физическими лицами с их валютных счетов в уполномоченных банках" (далее - письмо N 150) операции по внесению физическим лицом в банк наличной иностранной валюты производятся с обязательным оформлением и выдачей физическому лицу экземпляра клиента Справки ф. N 0406007.

При этом в соответствии с пунктом 11 письма Банка России от 02.09.94 N 107 "Об уточнении порядка обращения наличной иностранной валюты на территории Российской Федерации" (далее - письмо N 107) на валютные счета физических лиц - нерезидентов зачисляется наличная иностранная валюта, ввезенная в Российскую Федерацию с соблюдением таможенных правил, в пределах сумм, указанных в таможенной декларации, подтверждающей ввоз указанных средств в Российскую Федерацию.

При зачислении на валютный счет (вклад) указанных средств физическому лицу - нерезиденту выдается Справка ф. N 0406007, оформленная в соответствии с пунктом 3 письма N 150. Таможенная декларация, на основании которой указанные валютные средства зачисляются на валютный счет (вклад) физического лица - нерезидента, должна помещаться в кассовые документы дня.

Согласно пункту 3.1 Положения N 105-П основанием для вывоза из Российской Федерации наличной иностранной валюты является Справка ф. N 0406007, выданная тем уполномоченным банком, на текущий валютный счет в котором была зачислена эта наличная иностранная валюта, и содержащая в строке 7 запись: "Получено за счет средств, ввезенных из-за границы".

Таким образом, при выдаче физическому лицу - нерезиденту с его валютного счета (вклада) сумм наличной иностранной валюты, ранее ввезенных в Российскую Федерацию и зачисленных на указанный счет (вклад) на основании таможенной декларации, подтверждающей ввоз указанных средств в Российскую Федерацию, уполномоченный банк оформляет Справку ф. N 0406007 в соответствии с пунктом 1 письма N 150, и одновременно в строке 7 Справки ф. N 0406007 производится запись: "Получено за счет средств, ввезенных из-за границы". Данная Справка будет являться основанием для вывоза физическим лицом - нерезидентом наличной иностранной валюты, ранее ввезенной в Российскую Федерацию и зачисленной на счет.

В соответствии с пунктом 3.2 Положения N 105-П основанием для вывоза из Российской Федерации физическим лицом - нерезидентом наличной иностранной валюты, ранее переведенной в Российскую Федерацию в его пользу без открытия текущего валютного счета либо с последующим зачислением на его текущий валютный счет в уполномоченном банке, является Справка ф. N 0406007, выданная этому физическому лицу уполномоченным банком, в который поступил перевод иностранной валюты, и содержащая в строке 7 раздела "Получено клиентом" запись: "Получено за счет средств, переведенных из-за границы".

Учитывая изложенное, указанная Справка ф. N 0406007 выдается уполномоченным банком физическому лицу - нерезиденту при получении (снятии) им со счета (вклада) наличной иностранной валюты на сумму снятой наличной иностранной валюты в пределах средств, переведенных в Российскую Федерацию в пользу этого лица. При этом в строке 7 раздела "Получено клиентом" Справки производится запись: "Получено за счет средств, переведенных из-за границы".

При снятии физическим лицом - нерезидентом со счета (вклада) наличной иностранной валюты, ранее купленной на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, Справка ф. N 0406007 оформляется в порядке, предусмотренном пунктом 1 письма N 150, и не является основанием для вывоза указанных средств.

6. На какой срок резидентом, не являющимся уполномоченным банком, без разрешения Банка России может быть предоставлена нерезиденту отсрочка поставки (передачи) облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа после оплаты резидентом этих облигаций?

В соответствии с пунктом 1 письма Банка России от 13.04.94 N 87 "О порядке осуществления на территории Российской Федерации операций с облигациями внутреннего государственного валютного облигационного займа" (в редакции Указания Банка России от 13.07.2000 N 822-У "О внесении изменений в письмо Банка России от 13.04.94 N 87") облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа являются валютными ценностями и могут обращаться на территории Российской Федерации с учетом требований валютного законодательства Российской Федерации без специальных разрешений Банка России. При этом необходимо принимать во внимание, что согласно пункту 9 письма Банка России N 87 вывоз из Российской Федерации указанных облигаций запрещен.

Учитывая изложенное, резидент (в т.ч. не являющийся уполномоченным банком), купивший у нерезидента облигации и оплативший их в иностранной валюте, вправе без разрешения Банка России предоставить нерезиденту отсрочку поставки (передачи) указанных облигаций на любой срок.

7. Вправе ли резидент без разрешения Банка России производить зачет встречного однородного требования в рублях по контракту с нерезидентом?

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации относятся к валютным операциям.

Зачет встречного однородного требования, выраженного в рублях, по контракту между резидентом и нерезидентом не предполагает осуществления указанными лицами расчетов в рублях и соответственно не является валютной операцией.

Следовательно, зачет встречного однородного требования в рублях по контракту между резидентом и нерезидентом не является предметом регулирования валютного законодательства.

Вместе с тем между резидентом и нерезидентом зачет невозможен в тех случаях, когда на резиденте лежит обязанность по зачислению средств, полученных от нерезидента, на счет в уполномоченном банке. Так, в соответствии с пунктом 2.1 совместной Инструкции Банка России и ГТК России от 13.10.99 N 86-И и N 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" (далее - Инструкция N 86-И) экспортер обязан зачислить выручку от экспорта товаров на свой рублевый и / или валютный счета в Банке, подписавшем Паспорт сделки по соответствующему Контракту, если иное не разрешено Банком России.

Таким образом, проведение зачета денежных требований в рублях по контракту на экспорт товаров противоречит требованию о зачислении экспортером выручки в рублях по этому контракту на счет в уполномоченном банке, подписавшем соответствующий Паспорт сделки. Следовательно, проведение зачета в указанном случае возможно лишь при наличии у экспортера - резидента разрешения Банка России.

8. Какой статус имеет гражданин Российской Федерации без постоянного места жительства?

При совершении валютных операций через уполномоченные банки физические лица (резиденты и нерезиденты) в соответствии с нормативными актами Банка России должны представлять документы, удостоверяющие их личность (далее - паспорт).

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Правилами регистрации и снятия с учета граждан Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила регистрации и снятия с учета граждан Российской Федерации) регистрацией российских граждан по месту жительства в Российской Федерации является отметка о регистрации по месту жительства в паспорте либо свидетельство о регистрации по месту жительства. Вышеназванные Правила под местом жительства гражданина понимают место, где он постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника по договору найма (поднайма), социального найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница - приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом - интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

На основании изложенного лицо, представляющее в уполномоченный банк российский паспорт, в котором стоит отметка о регистрации по месту жительства в Российской Федерации, будет являться резидентом.

В случае, если в представляемом физическим лицом российском паспорте отсутствует отметка о регистрации по месту жительства, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998 N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713" сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Следовательно, граждане Российской Федерации без постоянного места жительства в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998 N 4-П обладают всеми правами иных граждан Российской Федерации, в том числе правом постоянного проживания на территории Российской Федерации. Поэтому граждане Российской Федерации без постоянного места жительства также являются резидентами, если не докажут, что постоянно проживают на территории иностранного государства.

Таким образом, в целях валютного регулирования и валютного контроля отсутствие в паспорте или документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, отметки о регистрации по месту жительства не может являться препятствием для рассмотрения указанного гражданина при осуществлении им операций в уполномоченных банках в качестве резидента Российской Федерации.