ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПИСЬМО
от 6 мая 1996 г. N ОЗА-31-4416-96
В соответствии с п. 11 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (утв. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1) контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляется совместно Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации.
За несвоевременное зачисление или перечисление страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования по вине учреждений банков ими уплачивается пеня за каждый день просрочки в размере 1 процента сумм этих взносов (п. 7 вышеназванного Положения).
Что касается вопросов, возникающих у фондов при проведении проверок в коммерческих банках организации учета поступающих средств обязательного медицинского страхования, то в соответствии с п. 15 вышеуказанного Положения юридические лица, в том числе банки, обязаны представлять лицам, уполномоченным Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования, необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности этих фондов, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения своевременного перечисления обязательных платежей на счета государственных внебюджетных фондов Центральный банк Российской Федерации направил Главным управлениям (Национальным банкам) Банка России письмом от 23.02.96 N 242 примерную программу проверок в расчетно - кассовых центрах Банка России и в коммерческих банках своевременности перечисления средств бюджетов всех уровней, направляемых на выплату заработной платы с начислениями работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат, а также перечисления и зачисления налогов и других обязательных платежей на счета по учету доходов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.
Предложения Фонда о перечислении учреждениями банков страховых взносов на обязательное медицинское страхование в случае приостановления операций по счетам коммерческих банков за счет средств Фонда обязательных резервов, депонированных в Банке России, противоречит действующему законодательству. Фонд обязательных резервов, являясь одним из важнейших инструментов денежно - кредитной политики, предназначен для поддержания денежной массы в обращении на заданном уровне. В соответствии со ст. 38 Федерального закона Российской Федерации "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" средства фонда обязательных резервов используются для погашения обязательств перед вкладчиками и кредиторами при отзыве лицензии на совершение банковских операций.
Что касается возврата территориальными фондами излишне перечисленных средств с транзитных счетов, то такое положение является нарушением Правил бухгалтерского учета и установленного Министерством финансов Российской Федерации, Росгосналогслужбой, Банком России и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования порядка (совместная телеграмма от 04.08.93 N N 91, ВГ-6-15/254, 159-93, 1-20), и в случае выявления таких фактов, допущенных по вине банков, территориальные фонды обязательного медицинского страхования вправе сообщать об имеющихся нарушениях в соответствующие Главные управления (Национальные банки) Банка России для принятия мер, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Все споры, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в вышеперечисленные фонды, удержанием пени, взысканием недоимок и применением финансовых санкций, разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 вышеназванного Положения).
В соответствии со ст. 57 Федерального закона Российской Федерации "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, включая функцию организации учета поступающих средств в фонды обязательного медицинского страхования.
В соответствии со ст. 47 вышеназванного Федерального закона Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации. Поскольку страховые медицинские организации в соответствии с Законом РСФСР "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28.06.91 N 1499-1 являются самостоятельными субъектами предпринимательской деятельности, имеющими государственную лицензию на право заниматься медицинским страхованием, их расчетно - кассовое обслуживание производится на общих основаниях.
Первый заместитель
Председателя ЦБ РФ
С.В.АЛЕКСАШЕНКО