ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ

ПИСЬМО
от 1 февраля 1996 г. N 12-1-0-3/6369

Главное управление валютного регулирования и валютного контроля в ответ на запрос от 21.11.95 N 15-2-3/4382 сообщает следующее.

1. В соответствии со ст. 503 Гражданского кодекса РСФСР от 11.06.64 предметом лицензионного договора является передача лицензиаром исключительного права на результат интеллектуальной деятельности (лицензии) лицензиату.

В ст. 2 Закона РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10.95 N 157-ФЗ среди объектов экспорта и импорта названы исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Следовательно, передача лицензиаром исключительного права на результат интеллектуальной деятельности лицензиату может представлять собой экспорт или импорт.

Если лицензионный договор предусматривает вывоз исключительного права на результат интеллектуальной деятельности (лицензии) с таможенной территории РФ за границу без обязательства об обратном ввозе, то в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10.95 N 157-ФЗ такой лицензионный договор является экспортной сделкой.

Если же лицензионный договор предусматривает ввоз исключительного права на результат интеллектуальной деятельности (лицензии) на таможенную территорию РФ из-за границы без обязательства об обратном вывозе, то в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10.95 N 157-ФЗ такой лицензионный договор является импортной сделкой.

Расчетом за предоставление лицензии по лицензионному договору является уплата лицензиатом вознаграждения лицензиару, которое может быть предусмотрено и в виде периодических процентных отчислений от прибыли лицензиата (роялти). Таким образом, уплата лицензиатом вознаграждения лицензиару, в том числе и в виде роялти, без отсрочки платежа по лицензионному договору, представляющему собой экспортную или импортную операцию, в соответствии с п. 9(а) ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" является текущей валютной операцией.

2. Исчерпывающего перечня неторговых операций в валютном законодательстве РФ нет, но примерный перечень валютных операций неторгового характера содержится в межправительственных соглашениях РФ с другими государствами (напр. в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики о неторговых платежах от 07.09.93), которым можно руководствоваться при отнесении к неторговым платежей в (из) стран дальнего зарубежья.

В соответствии с Временным типовым положением о РКЦ ЦБР, утвержденным Советом директоров Банка России 26.04.91 , и п. 23 Инструкции ЦБР от 29.06.92 N 7 под неторговыми операциями понимаются валютные операции, не связанные с проведением расчетов по экспорту и импорту товаров и услуг. Однако невозможно указать какой-либо критерий отнесения международных платежей к торговым или неторговым, т.к., например, услуги транспорта и связи, связанные с перемещением через таможенную границу РФ, в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10.95 N 157-ФЗ являются экспортными операциями, следовательно, оплата этих услуг должна считаться торговым платежом. Но в ст. 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики о неторговых платежах от 07.09.93 оплата услуг транспорта и связи названа неторговой операцией.

В связи с этим рекомендуем относить к неторговым платежам только те операции, которые указаны в п. 9(г) ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" и в межправительственных соглашениях РФ с другими государствами.

Заместитель начальника
Главного управления
валютного регулирования
и валютного контроля ЦБ РФ
М.А.ТАТЬЯНЧЕНКО