ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
N 18
ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ "О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ВАЛЮТНЫХ
ОПЕРАЦИЙ И ОБ УЧЕТЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОТЧЕТНОСТИ
ПО НЕКОТОРЫМ ВИДАМ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ" N 39
ОТ 24.04.96 <*> (В РЕДАКЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ
БАНКА РОССИИ "ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ
ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ" N 39 ОТ 24 АПРЕЛЯ 1996 Г."
N 152-П ОТ 17.09.2001 <**>)
--------------------------------
<*> Далее по тексту - Положение N 39.
<**> Далее по тексту - Положение N 152-П.
1. Могут ли осуществляться валютные операции, предусмотренные подпунктом 1.1 или 1.3 Положения N 39, с использованием счетов нерезидентов, открытых в уполномоченных банках?
Некоторые виды валютных операций, предусмотренные подпунктом 1.1 Положения N 39, а также валютные операции, указанные в подпункте 1.3 Положения N 39, сформулированы как переводы иностранной валюты из Российской Федерации или в Российскую Федерацию.
Вместе с тем подпунктами 1.1 и 1.3 Положения N 39 установлено, что предусмотренные ими валютные операции осуществляются с учетом требований, установленных в том числе пунктом 7 Положения N 39.
Таким образом, если валютная операция предполагает перевод иностранной валюты в пользу нерезидента, то такой перевод можно осуществить на основании соответствующего подпункта и пункта 7 Положения N 39 не только из Российской Федерации на счет нерезидента в банке за пределами Российской Федерации, но и на счет нерезидента, открытый в уполномоченном банке. Если же валютная операция предполагает поступление иностранной валюты от нерезидента в пользу резидента, то такая валютная операция может быть осуществлена на основании соответствующего подпункта и пункта 7 Положения N 39 как путем перевода в Российскую Федерацию со счета нерезидента в банке за пределами Российской Федерации, так и со счета нерезидента, открытого в уполномоченном банке.
2. Могут ли резиденты осуществлять валютные операции, связанные с предоставлением отсрочки или рассрочки платежа при импорте товаров, указанных в подпункте 1.1.1 Положения N 39?
При импорте воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов оплата указанных товаров на условиях отсрочки или рассрочки платежа после их ввоза в Российскую Федерацию может быть произведена резидентом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) на основании подпункта 3.1 Положения N 39 независимо от срока, прошедшего с момента ввоза в Российскую Федерацию до даты платежа.
3. Что понимается под движимыми непотребляемыми вещами, указанными в подпункте 1.1.2 Положения N 39?
В соответствии с пунктом 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации движимыми вещами признаются вещи, не относящиеся к недвижимости.
Непотребляемыми вещами на основании пункта 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации являются вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.
4. В каком размере на основании подпункта 1.1.5 Положения N 39 резидент вправе осуществлять списание или зачисление суммы задатка по неисполненному договору?
Если возврат задатка осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 381 Гражданского кодекса Российской Федерации, то списание или зачисление резидентом иностранной валюты производится в размере суммы задатка, предусмотренной соглашением о задатке.
Если возврат задатка осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 381 Гражданского кодекса Российской Федерации стороной, ответственной за неисполнение договора, то списание или зачисление резидентом иностранной валюты производится в двойном размере суммы задатка, предусмотренной соглашением о задатке.
При этом если резидент является стороной, ответственной за неисполнение договора, и обязан уплатить нерезиденту двойную сумму задатка, он имеет право купить иностранную валюту в размере двойной суммы задатка на внутреннем валютном рынке в соответствии с порядком, установленным Банком России.
5. Вправе ли резиденты осуществлять расчеты в иностранной валюте на основании подпункта 1.1.9 Положения N 39 при осуществлении операций с векселями, выписанными уполномоченными банками в иностранной валюте без оговорки эффективного платежа в какой-либо иностранной валюте?
Пунктом 15 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 52 от 31 мая 2000 г. и пунктом 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 33/14 от 4 декабря 2000 г. разъяснено, что вексель в иностранной валюте с местом платежа в Российской Федерации, не содержащий оговорки эффективного платежа в какой-либо иностранной валюте, не является валютной ценностью.
При этом если вексель, выписанный уполномоченным банком в иностранной валюте без оговорки эффективного платежа в какой-либо иностранной валюте, предъявляется к платежу в иностранной валюте, приобретается или отчуждается за иностранную валюту, то указанные платежи являются валютными операциями, связанными с движением капитала, и осуществляются в порядке, установленном Банком России.
На основании подпункта 1.1.9 Положения N 39 резиденты имеют право предъявлять рассматриваемые в настоящем пункте векселя к платежу в иностранной валюте, приобретать или отчуждать их за иностранную валюту без разрешения Банка России только у уполномоченных банков или уполномоченным банкам (соответственно).
6. Что подразумевается под требованием об осуществлении операций, предусмотренных подпунктом 1.1.10 Положения N 39, на организованном рынке ценных бумаг <*>?
--------------------------------
<*> Далее по тексту - ОРЦБ.
При осуществлении операций, предусмотренных подпунктом 1.1.10 Положения N 39, применяются требования, предъявляемые к операциям, осуществляемым на ОРЦБ в соответствии с Положением Банка России "О порядке осуществления расчетов по операциям с финансовыми активами на ОРЦБ" N 32-П от 8 июня 1998 года <*>.
--------------------------------
<*> Далее по тексту - Положение N 32-П.
В соответствии с подпунктом 1.2 Положения N 32-П под ОРЦБ понимается совокупность отношений, связанных с обращением ценных бумаг, срочных контрактов и других финансовых активов, правила исполнения сделок и бухгалтерского учета с которыми соответствуют требованиям, установленным Банком России.
7. Вправе ли профессиональные участники рынка ценных бумаг перечислять на основании подпункта 1.1.10 Положения N 39 иностранную валюту, полученную при погашении и в качестве купонного (процентного) дохода по выпущенным резидентами эмиссионным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в пользу своих депонентов?
Учитывая, что право на получение купонного (процентного) дохода включается в права, удостоверяемые эмиссионными ценными бумагами, профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензии на право осуществления депозитарной деятельности, вправе без разрешения Банка России на основании подпункта 1.1.10 Положения N 39 со своего валютного счета, открытого в уполномоченном банке, перечислять через уполномоченные банки (с зачислением на корреспондентские счета уполномоченных банков) иностранную валюту, полученную при погашении и в качестве купонного (процентного) дохода по выпущенным резидентами эмиссионным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в пользу своих депонентов.
8. Каковы особенности осуществления валютных операций, предусмотренных подпунктом 1.1.11 Положения N 39, представителем физического лица?
В соответствии с подпунктом 1.2 Положения N 39 представитель физического лица - резидента, который может являться резидентом или нерезидентом, физическим или юридическим лицом, вправе осуществлять валютные операции, предусмотренные подпунктом 1.1.11 Положения N 39, от имени и в интересах представляемого.
При этом необходимо соблюдать требование абзаца шестого пункта 2 статьи 6 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" <*>, в соответствии с которым при переводе физическим лицом - резидентом иностранной валюты для приобретения прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, указанное лицо и уполномоченный банк, через который был совершен указанный перевод, обязаны в течение 10 рабочих дней с даты осуществления такого перевода уведомить о состоявшемся переводе налоговый орган по месту учета осуществившего этот перевод физического лица - резидента, приложив банковские выписки по счету. При осуществлении указанных операций представителем обязанность уведомления налогового органа (по каждому из представляемых в отдельности) лежит на представителе.
--------------------------------
<*> Далее по тексту - Закон.
9. Возможно ли на основании подпункта 1.1.18 Положения N 39 проведение расчетов в иностранной валюте, связанных со взносами и выплатами по страхованию и перестрахованию, между резидентами?
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона и абзацем первым подпункта 1.1.18 Положения N 39 без разрешения Банка России осуществляются расчеты, связанные со взносами и выплатами по страхованию и перестрахованию, осуществляемые в период срока действия соответствующего договора, если срок действия указанного договора не будет превышать пяти лет с даты его заключения. При этом указанные нормы не содержат каких-либо ограничений по субъектному составу участников расчетов.
Таким образом, резиденты имеют право осуществлять расчеты между собой в иностранной валюте, связанные со взносами и выплатами по страхованию и перестрахованию, в период срока действия заключенного между ними договора при условии, что срок действия договора не превышает пяти лет с даты его заключения. По истечении срока действия соответствующего договора указанные расчеты между резидентами могут осуществляться в валюте Российской Федерации без ограничений либо в иностранной валюте на основании разрешения Банка России.
10. Могут ли без разрешения Банка России осуществляться расчеты в иностранной валюте, связанные со взносами и выплатами по договорам страхования и перестрахования, заключенным между резидентами и нерезидентами, до окончания исполнения сторонами обязательств по договору?
Расчеты, связанные со взносами и выплатами по договорам страхования и перестрахования, заключенным между резидентами и нерезидентами, могут осуществляться на основании подпункта 1.1.18 Положения N 39 без разрешения Банка России без учета срока действия соответствующего договора до окончания исполнения сторонами обязательств по договору.
11. Что понимается под международным общественным объединением и международной неправительственной организацией, указанными в подпункте 1.1.19 Положения N 39?
В соответствии со статьями 5 и 47 Федерального закона "Об общественных объединениях" N 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. под международным общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, образованное в Российской Федерации, если в соответствии с уставом общественного объединения в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение или филиал и представительство.
В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1296 (XIV) от 23 мая 1968 г. международной неправительственной организацией признается любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. При этом основными признаками международной неправительственной организации являются:
- отсутствие целей извлечения прибыли;
- признание по крайней мере одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях;
- получение денежных средств более чем из одной страны;
- осуществление деятельности по крайней мере в двух государствах;
- создание на основе учредительного акта.
12. Имеют ли право резиденты на основании подпункта 1.1.22 Положения N 39 осуществлять переводы иностранной валюты в оплату налогов и сборов, установленных в Российской Федерации?
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона виды обязательных платежей государству (налогов, сборов, пошлин и иных безвозмездных платежей) в иностранной валюте определяются федеральными законами.
Пунктом 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте иностранными организациями и физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
Так, например, согласно статье 123 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные платежи уплачиваются как в валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Банком России.
Таким образом, если федеральными законами предусмотрена возможность уплаты налогов и сборов в иностранной валюте, резиденты вправе на основании подпункта 1.1.22 Положения N 39 осуществлять переводы иностранной валюты в оплату указанных налогов и сборов в пользу соответствующих государственных органов.
13. Вправе ли резиденты на основании подпункта 1.1.22 Положения N 39 переводить иностранную валюту своим контрагентам по договорам в качестве возмещения сумм налогов и сборов, установленных в Российской Федерации, а также обязательных платежей, установленных в соответствии с законодательством иностранных государств <*>, оплаченных указанными контрагентами, а также получать иностранную валюту от своих контрагентов в качестве такого возмещения?
--------------------------------
<*> Далее по тексту - Обязательные платежи.
Возмещение сумм Обязательных платежей, оплаченных контрагентом по договору, является обязательством, возникающим из договора, и не затрагивает отношений плательщика с государством, уплачивающего Обязательные платежи в соответствии с законодательством. Таким образом, подпункт 1.1.22 Положения N 39 не может быть использован как основание расчетов между контрагентами по договору по данной категории платежей.
Действие подпункта 1.1.22 Положения N 39 распространяется на переводы сумм Обязательных платежей в пользу компетентных государственных органов, а также на переводы, осуществляемые этими компетентными государственными органами в пользу резидентов.
14. Существуют ли ограничения суммы переводов, осуществляемых на основании подпункта 1.1.25 Положения N 39?
Переводы иностранной валюты физическими лицами - резидентами на основании подпункта 1.1.25 Положения N 39 осуществляются из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без разрешения Банка России и без ограничения суммы переводов.
15. Может ли уплачиваться в иностранной валюте неустойка (штраф, пеня), предусмотренная в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств резидентами и нерезидентами в рамках валютных операций, предусмотренных подпунктом 1.1 Положения N 39? Может ли неустойка (штраф, пеня) в указанном случае уплачиваться со счета представителя?
В соответствии со статьями 329 и 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств. В силу обеспечительной по отношению к основному обязательству функции неустойка следует судьбе основного обязательства.
Таким образом, сумма неустойки (штрафа, пени), предусмотренной в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств резидентами и нерезидентами в рамках валютных операций, предусмотренных подпунктом 1.1 Положения N 39, может быть уплачена в иностранной валюте без разрешения Банка России.
На основании подпункта 1.2 Положения N 39 при наличии надлежащим образом оформленного представительства (в частности, по доверенности или по договору) валютные операции, указанные в подпункте 1.1 Положения N 39, могут осуществляться представителями резидентов и нерезидентов.
С учетом вышеизложенного неустойка, предусмотренная в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств резидентами и нерезидентами в рамках валютных операций, предусмотренных подпунктом 1.1 Положения N 39, может быть уплачена в иностранной валюте представителем резидента или нерезидента.
16. Допускается ли осуществление переводов неторгового характера, связанных с обучением и лечением граждан одного государства в учреждениях другого государства, третьими лицами, не являющимися представителями получателей услуг?
В соответствии с подпунктом "г" пункта 9 статьи 1 Закона и подпунктом 1.3.11 Положения N 39 переводы неторгового характера из Российской Федерации в качестве платы за обучение граждан одного государства в образовательных учреждениях другого государства, лечение граждан одного государства в лечебно - профилактических учреждениях другого государства являются текущими валютными операциями и осуществляются без разрешения Банка России.
Поскольку в подпункте 1.3.11 Положения N 39 не предусмотрен субъектный состав переводоотправителей неторговых платежей, валютные операции, связанные с оплатой за обучение граждан одного государства в образовательных учреждениях другого государства и лечение граждан одного государства в лечебно - профилактических учреждениях другого государства, могут осуществляться физическими и юридическими лицами - резидентами, не являющимися получателями услуг по обучению и лечению.
В связи с этим резиденты (юридические и физические лица), в том числе не являющиеся представителями получателей услуг, вправе осуществить платеж за обучение граждан одного государства в образовательных учреждениях другого государства, лечение граждан одного государства в лечебно - профилактических учреждениях другого государства.
При осуществлении указанных валютных операций переводоотправитель (юридическое или физическое лицо - резидент) должен представить в уполномоченный банк, обслуживающий счет, через который проводятся эти операции, документы, подтверждающие наличие оснований для осуществления валютных операций в порядке, установленном пунктом 8 Положения N 39.
17. Представляются ли нерезидентами (в том числе физическими лицами) при осуществлении валютных операций, предусмотренных Положением N 39, подтверждающие документы и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 8 Положения N 39?
В соответствии со статьей 8 Закона нерезиденты имеют право без ограничений переводить иностранную валюту в Российскую Федерацию и из Российской Федерации.
Требования пункта 8 Положения N 39 о необходимости представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе на валютные операции нерезидентов не распространяются.
18. В каких случаях физическое лицо - резидент представляет заявление, указанное в подпункте 8.3 Положения N 39?
Заявление с учетом обязательных требований, установленных в Приложении 3 к Положению N 39, оформляется физическим лицом - резидентом в соответствии с подпунктом 8.3 Положения N 39 только при осуществлении валютных операций, предусмотренных в подпунктах 1.1.11 и 1.1.25 Положения N 39. В иных случаях заявление может быть представлено в соответствии с заключенным между клиентом и банком договором.
При этом при осуществлении физическим лицом - резидентом переводов из Российской Федерации на основании подпункта 1.1.25 Положения N 39 на его счет, открытый в иностранном банке в соответствии с Инструкцией Банка России "О счетах физических лиц - резидентов в банках за пределами Российской Федерации" N 100-И от 29 августа 2001 г., помимо заявления, необходимо представление документов, указанных в подпунктах 3.2.2 - 3.2.4 указанной инструкции.
19. Вправе ли резидент осуществлять в течение одного операционного дня несколько валютных операций, предусмотренных одним подпунктом Положения N 39, сумма каждой из которых не превышает в эквиваленте 2000 долларов США, без представления подтверждающих документов, даже если их общая сумма больше 2000 долларов США?
В соответствии с подпунктом 8.5 Положения N 39 резидент вправе не представлять подтверждающие документы, если он совершает одну валютную операцию на сумму, не превышающую в эквиваленте 2000 долларов США. При этом право резидента на осуществление нескольких валютных операций в течение одного операционного дня на основании одного подпункта Положения N 39 неограничено. Подпункт 8.5 Положения N 39 не устанавливает для указанного случая специальных дополнительных требований.
При этом если в соответствии с иными нормативными актами Банка России предусмотрено оформление документов валютного контроля (в том числе паспорта сделки, сведений о договоре) по операциям, предусмотренным Положением N 39, резидентами должны исполняться требования соответствующих нормативных актов Банка России.
20. В каких случаях физическое лицо - резидент при совершении валютных операций, предусмотренных Положением N 39, вправе не представлять в уполномоченный банк свидетельство о постановке на учет в налоговом органе <*>?
--------------------------------
<*> Далее по тексту - Свидетельство.
В соответствии с подпунктом 8.6 Положения N 39 при осуществлении указанных в Положении N 39 валютных операций, сумма каждой из которых превышает в эквиваленте 10 000 долларов США, а также при осуществлении валютных операций, предусмотренных в подпунктах 1.1.1, 1.1.2, 1.1.11 и 1.1.25 Положения N 39, независимо от суммы операции физические лица - резиденты должны представить в уполномоченный банк Свидетельство.
При совершении последующих валютных операций уполномоченный банк может не требовать повторного представления физическим лицом - резидентом Свидетельства при условии, что оно было представлено ранее, его копия сохранилась в уполномоченном банке и сведения, содержащиеся в Свидетельстве, не изменились.
Кроме того, при совершении нескольких валютных операций (например, установленных в подпунктах 1.1.13, 1.1.14 или 1.1.15 Положения N 39) в течение одного операционного дня на сумму, равную или менее эквивалента 10 000 долларов США, физическое лицо - резидент также может не представлять Свидетельство в уполномоченный банк, даже если общая сумма всех операций превышает 10 000 долларов США (кроме операций, указанных в подпунктах 1.1.1, 1.1.2, 1.1.11 и 1.1.25 Положения N 39).