ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 января 2024 г. N АКПИ23-1066

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,

при секретаре С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г. об оспаривании подпункта 6.25 пункта 6 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 110, пунктов 15 и 28 приложения N 3 к указанным правилам,

установил:

приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 110 (далее также - Приказ) по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее также - Правила). Нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 5 июля 2022 г., регистрационный номер 69157, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 июля 2022 г.

В соответствии с подпунктом 6.25 пункта 6 Правил осужденные к лишению свободы имеют право иметь при себе технические устройства для чтения электронных книг (прослушивания аудиокниг - для слабовидящих и слепых осужденных к лишению свободы) без функции аудио-, видеозаписи и видеовоспроизведения и функции выхода в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", которые состоят на балансе исправительного учреждения (далее также - ИУ) и предоставлены осужденным к лишению свободы во временное пользование администрацией ИУ в количестве не более одного устройства на осужденного к лишению свободы бесплатно (содержащимся в облегченных или льготных условиях отбывания наказания, отбывающим наказание в колониях-поселениях) либо в качестве дополнительной платной услуги (не предоставляется осужденным к лишению свободы, отбывающим наказание на строгом виде режима в тюрьме, отбывающим наказание в строгих условиях отбывания наказания в исправительной колонии или воспитательной колонии, содержащимся в дисциплинарном изоляторе, штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа или одиночной камере в порядке взыскания, а также в транзитно-пересыльных пунктах) или предоставлены им общеобразовательными организациями субъектов Российской Федерации, созданными при учреждениях уголовно-исполнительной системы, профессиональными образовательными организациями Федеральной службы исполнения наказаний, а также лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело, либо судом.

Приложение N 3 к Правилам содержит перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным к лишению свободы запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (далее - Перечень). В данный перечень включены:

телевизионные приемники с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" и с встроенными медиаплеерами, а также другая видео- и аудиотехника (за исключением телевизионных приемников, радиоприемников общего пользования, технических устройств для чтения электронных книг (прослушивания аудиокниг - для слабовидящих и слепых осужденных к лишению свободы) без функции аудио-, видеозаписи и видеовоспроизведения и функции выхода в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", которые состоят на балансе исправительного учреждения и предоставлены осужденным к лишению свободы во временное пользование администрацией исправительного учреждения в количестве не более одного устройства на осужденного к лишению свободы бесплатно (содержащимся в облегченных или льготных условиях отбывания наказания, отбывающим наказание в колониях-поселениях) либо в качестве дополнительной платной услуги (не предоставляются осужденным к лишению свободы, отбывающим наказание на строгом виде режима в тюрьме, отбывающим наказание в строгих условиях отбывания наказания в исправительной колонии или воспитательной колонии, содержащимся в дисциплинарном изоляторе, штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа или одиночной камере в порядке взыскания, а также в транзитно-пересыльных пунктах), либо предоставлены им общеобразовательными организациями субъектов Российской Федерации, созданными при учреждениях уголовно-исполнительной системы, профессиональными образовательными организациями Федеральной службы исполнения наказаний, а также лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело, или судом, а также за исключением аудиоплееров без функции записи и DVD- и аудиопроигрывателей без функции выхода в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", CD-дисков, DVD-дисков к ним, размещаемых в местах коллективного пользования (для осужденных к лишению свободы, содержащихся в облегченных условиях отбывания наказания в исправительных колониях общего и строгого режимов, содержащихся в облегченных или льготных условиях отбывания наказания в воспитательных колониях, а также осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в колониях-поселениях) (пункт 15 Перечня);

электробытовые приборы (за исключением электрических бритв или триммеров для бритья волос (выдаются на время бритья), а также электрических машинок для стрижки волос на голове (выдаются на время стрижки), бытовых электрокипятильников заводского исполнения мощностью не более 0,6 кВт для индивидуального пользования (один прибор на человека), электрических чайников заводского исполнения для коллективного использования мощностью не более 2 кВт) (пункт 28 Перечня).

Г., осужденный к пожизненному лишению свободы и отбывающий уголовное наказание в исправительной колонии особого режима, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующими подпункт 6.25 пункта 6 Правил, пункты 15 и 28 приложения N 3 к Правилам в части установления запрета приобретения, получения и использования осужденными технических устройств для чтения электронных книг и фактического запрета использования электрического чайника заводского производства для коллективного использования, ссылаясь на то, что оспариваемые предписания противоречат статьям 19 и 55 Конституции Российской Федерации, статьям 8, 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее также - УИК РФ) и нарушают его права как осужденного к пожизненному лишению свободы, поскольку фактически запрещают использовать технические устройства для чтения электронных книг, а также электрические чайники в случае содержания в камере по 2 или 3 человека. Полагает, что оспариваемые положения Правил и Перечня ухудшили его положение как осужденного, являются бесчеловечными и унижающими человеческое достоинство.

Административный ответчик Минюст России и заинтересованное лицо Генеральная прокуратура Российской Федерации в письменных возражениях на административный иск указали, что Правила утверждены федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемые нормы соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца.

Г. извещен о времени и месте судебного разбирательства по месту отбывания наказания, его представитель адвокат Иермонахов А.О., извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Минюста России Е. и представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободин С.А. в судебном заседании, поддержав изложенную в возражениях правовую позицию, просили отказать в удовлетворении заявленного требования.

Обсудив доводы административного истца Г., выслушав возражения представителя Министерства юстиции Российской Федерации Е. и представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В силу части третьей статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Полномочия Минюста России как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, на момент утверждения Правил были определены подпунктом 1 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 (утратил силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", утвердившего Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Положение).

В настоящий момент соответствующие полномочия Минюста России закреплены в подпункте 9 пункта 2 Положения.

Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа, утвердившего Правила, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

Следовательно, Правила утверждены Минюстом России при реализации полномочий, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, с соблюдением формы и порядка введения в действие, согласованы с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Данные обстоятельства ранее также установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 25 января 2023 г. N АКПИ22-1216, от 24 марта 2023 г. N АКПИ23-66, от 22 июня 2023 г. N 23-504, от 23 августа 2023 г. N АКПИ23-636.

Доводы административного истца о противоречии подпункта 6.25 пункта 6 Правил, пунктов 15 и 28 приложения N 3 к данным правилам в оспариваемой части положениям Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и о нарушении его прав, свобод и законных интересов основаны на неверном толковании норм права.

Исходя из положений части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, охрана прав, свобод и законных интересов осужденных являются задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, включающего в том числе Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (часть вторая статьи 1, часть первая статьи 2 УИК РФ).

В отношении лиц, признанных виновными в совершении преступления, лишение и ограничение прав и свобод устанавливаются федеральным законом в виде применения наказания, при исполнении которого им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (статья 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, часть вторая статьи 10 УИК РФ).

Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).

Согласно части первой статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях представляет собой установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

В пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии (часть первая статьи 87 УИК РФ).

С учетом потенциальной опасности, которую представляют осужденные к пожизненному лишению свободы, законодатель вправе установить, что при отбывании наказания они должны находиться отдельно от иных категорий осужденных, и это обусловливает наличие специальных колоний особого режима для отбывающих пожизненное лишение свободы. Условия отбывания наказания в таких колониях являются более суровыми, а меры безопасности - более строгими (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 2711-О, от 30 июня 2020 г. N 1397-О, от 19 декабря 2019 г. N 3324-О и др.).

Отдельно от других осужденных в исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы (статья 126 УИК РФ).

Частью второй статьи 11 УИК РФ предусмотрено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказания, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

Согласно частям третьей и восьмой статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, которыми устанавливается перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.

Оспариваемые в части Правила регламентируют внутренний распорядок исправительных учреждений при реализации предусмотренных УИК РФ порядка и условий исполнения наказания в виде лишения свободы, обеспечения изоляции осужденных к лишению свободы, охраны их прав и законных интересов, исполнения ими своих обязанностей (пункт 1).

Администрация ИУ представляет осужденным к лишению свободы возможность ознакомления с Правилами (пункт 4). Кроме того, согласно подпункту 6.1 пункта 6 Правил осужденные к лишению свободы имеют право получать информацию о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания, порядке изменения условий отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация ИУ обязана предоставить осужденным к лишению свободы указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказания.

Пунктом 5 Правил установлено, что они обязательны для администрации ИУ, осужденных к лишению свободы, иных лиц, находящихся на территории ИУ.

В силу подпункта 12.12 пункта 12 Правил осужденным к лишению свободы запрещается приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться вещами, предметами и продуктами питания, включенными в перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным к лишению свободы запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (приведен в приложении N 3 к Правилам).

Выделение особенностей содержания осужденных к лишению свободы в строгих условиях в исправительной колонии особого режима, осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, и осужденных, содержащихся в тюрьме, в отдельную главу Правил (XXXVI) обусловлено размещением таких осужденных в условиях камерного содержания.

Пунктом 595 Правил установлен перечень вещей и предметов, которые могут иметь при себе осужденные к лишению свободы в ИК особого режима, отбывающие наказание в строгих условиях или отбывающие пожизненное лишение свободы, а также осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в тюрьме.

Предусмотренные указанным пунктом ограничения по хранению названными категориями осужденных предметов и вещей вытекают из условий ограниченности пространства в камере в отличие от осужденных, проживающих в общежитиях.

Оспариваемые положения подпункта 6.25 пункта 6 Правил и пункта 15 Перечня во взаимосвязи с пунктом 595 Правил с учетом его истолкования, данного Верховным Судом Российской Федерации в решении от 24 марта 2023 г. N АКПИ23-66, не исключают того, что осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии особого режима, отбывающим пожизненное лишение свободы в облегченных условиях, технические устройства для чтения электронных книг предоставляются администрацией исправительного учреждения (при их наличии) в количестве не более одного устройства на осужденного к лишению свободы бесплатно. Для осужденных, отбывающих лишение свободы в исправительных колониях особого режима, отбывающих пожизненное лишение свободы в обычных условиях, указанные технические средства могут предоставляться в качестве дополнительной платной услуги (пункты 92, 93 Правил).

Соответственно, на эти устройства распространяется правовой режим хранения и выдачи, предусмотренный пунктом 596 Правил.

Пункт 28 Перечня не исключает для осужденных к пожизненному лишению свободы в исправительных колониях особого режима возможности пользоваться электрическими чайниками заводского исполнения мощностью не более 2 кВт, однако, как это прямо следует из содержания нормы, использование такого бытового прибора может быть лишь коллективным.

Места коллективного пользования определяются администрацией исправительной колонии исходя из фактической возможности выделения помещения в этих целях, что не исключает пользования электрическими чайниками в том случае, когда местом коллективного пользования будет определена камера.

Следует отметить, что согласно пункту 19.4.10 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" (СП 308.1325800.2017), утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 г. N 1454/пр, для подключения бытовых приборов в камерах помещения камерного типа для содержания осужденных на строгих условиях отбывания наказания исправительных колониях особого режима для осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, в камерах режимного корпуса исправительных колонии особого режима для содержания осужденных, отбывающих наказание в виде пожизненного лишения свободы (за исключением камер штрафного изолятора с одиночными камерами), палатах зданий медицинского назначения, одноместных помещениях безопасного места следует предусматривать штепсельные розетки. Управление подачей электроэнергии к штепсельным розеткам в указанных помещениях должно осуществляться из помещения младшего инспектора (с поста оператора системы охранного телевидения). Оборудование розеток в спальных комнатах и спальных помещениях (секциях) общежитий, складских помещениях, а также в помещениях для хранения личных вещей осужденных не допускается.

Таким образом, осужденные к лишению свободы в исправительных колониях особого режима, отбывающие пожизненное лишение свободы, могут пользоваться бытовым электрокипятильником заводского исполнения мощностью не более 0,6 кВт, который будет храниться в специально отведенном месте и выдаваться данным осужденным младшим инспектором, осуществляющим за ними надзор, во время, определенное распорядком дня.

Содержащийся в подпункте 6.25 пункта 6 Правил, пунктах 15 и 28 приложения N 3 к Правилам запрет согласуется с частью восьмой статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, и не имеет противоречий с поименованным кодексом, который, в свою очередь, не определяет подобный перечень.

Запрет осужденным иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать электробытовые приборы не является произвольным, поскольку установлен с учетом объективных характеристик электробытовых приборов и не носит дискриминационного характера.

Такой запрет обусловлен необходимостью обеспечить безопасность самих осужденных, персонала, иных лиц, исключить возможность ненадлежащего использования определенных вещей и предметов в условиях исправительного учреждения, а также исключить основания для возможных конфликтов между осужденными по поводу владения этими вещами и предметами.

Доводы административного истца о несоответствии оспариваемых предписаний нормам Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации мотивированы его несогласием с самим Перечнем и направлены на необходимость изменения, как он полагает, действующего правового регулирования сообразно его представлениям о целесообразности видов и количества таких предметов. Вместе с тем, как отмечено ранее, установление подобного перечня федеральным законодателем отнесено к полномочиям Минюста России, который в рамках своей дискреции утвердил Перечень.

Оспариваемые положения Правил и Перечня не ограничивают прав лиц, находящихся в заключении, и не могут рассматриваться как унижающие человеческое достоинство, причиняющие осужденному физические или душевные страдания, поскольку не предполагают ненадлежащего обращения с осужденными и не преследуют цель оскорбить или унизить их.

Из представленных административным истцом материалов также не усматривается, что применение на практике оспариваемых нормативных положений не соответствует их истолкованию, выявленному судом с учетом места данного акта в системе нормативных правовых актов.

Подпункт 6.25 пункта 6 Правил, пункты 15 и 28 приложения N 3 к Правилам не нарушают прав административного истца в упоминаемых им аспектах, соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что по результатам рассмотрения административного искового заявления влечет принятие решения об отказе в удовлетворении заявленных требований согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Г. об оспаривании подпункта 6.25 пункта 6 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 110, пунктов 15 и 28 приложения N 3 к указанным правилам отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ