Утверждена
приказом Ростехнадзора
от 30 декабря 2021 г. N 474
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ НА 2022 ГОД
1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ, ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО РАЗВИТИЯ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ,
НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ
1.1. Анализ текущего состояния осуществления
федерального государственного надзора в области безопасности
гидротехнических сооружений
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений на 2022 год (далее - Программа) разработана в целях реализации положений:
Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";
Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ);
Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1080 (далее - Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений);
постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
Ростехнадзор и его территориальные органы (далее - надзорные органы) осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений.
Данная деятельность осуществляется в пределах полномочий надзорных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в процессе осуществления деятельности в области безопасности гидротехнических сооружений, обязательных требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений.
Общее количество поднадзорных Ростехнадзору ГТС (комплексов ГТС) (по состоянию на 1 октября 2021 г.) составляет 21 405, из них:
810 ГТС (комплексов ГТС) промышленности;
435 ГТС (комплексов ГТС) энергетики;
20 160 ГТС (комплексов ГТС) водохозяйственного назначения.
ГТС по классам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1607 "Об утверждении критериев классификации гидротехнических сооружений" распределены следующим образом:
I класса - 160 ГТС (комплексов ГТС);
II класса - 359 ГТС (комплексов ГТС);
III класс - 3 627 ГТС (комплексов ГТС);
IV класса - 17 259 ГТС (комплексов ГТС).
Уровень безопасности поднадзорных ГТС оценивается:
нормальный уровень безопасности имеют 3 610 ГТС (комплексов ГТС);
пониженный уровень безопасности имеют 7 369 ГТС (комплексов ГТС);
неудовлетворительный уровень безопасности имеют 8 106 ГТС (комплексов ГТС);
опасный уровень безопасности, характеризуемый частичной потерей работоспособности, имеют 2 320 ГТС (комплексов ГТС).
1.2. Описание текущего развития
профилактической деятельности
На официальном интернет-портале Ростехнадзора https://www.gosnadzor.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора.
Перечень нормативных правовых актов поддерживается в актуальном состоянии в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов.
Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений приведены в таблице 1.
Таблица 1
Данные о проведении мероприятий по профилактике
нарушений обязательных требований в области безопасности
гидротехнических сооружений за 2020 год и 12 месяцев
2021 года (по состоянию на 17 декабря 2021 г.)
N п/п
|
Наименование мероприятия
|
Количество мероприятий
|
|
2020
|
2021
|
||
1.
|
Информирование поднадзорных субъектов и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий и научно-технических достижений, в том числе:
|
9
|
39
|
1.1.
|
проведено профилактических бесед <**> в ходе контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий
|
8
|
35
|
1.2.
|
принято участие или проведено публичных мероприятий по разъяснению обязательных требований, в том числе публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований (конференций, семинаров, вебинаров, заседаний рабочих групп, совещаний и др.)
|
1 <*>
|
4 <*>
|
2.
|
Обобщение правоприменительной практики (подготовлено докладов)
|
2
|
2
|
3.
|
Направлено предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, всего
|
0
|
0
|
--------------------------------
<*> Заместитель руководителя Ростехнадзора принял участие в публичных мероприятиях по разъяснению обязательных требований, в том числе в публичных обсуждениях результатов правоприменительной практики;
<**> Профилактические беседы с представителями поднадзорных организаций в ходе осуществления выездных проверок (контрольных (надзорных) мероприятий).
1.3. Характеристика проблем, на решение которых
направлена Программа
Наиболее значимый риск - это риск причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии гидротехнического сооружения. Риск возникновения аварии зависит от класса ГТС. Допустимые значения вероятности аварий напорных ГТС согласно своду правил "СП 58.13330.2019. Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. СНиП 33-01-2003" (утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 16 декабря 2019 г. N 811/пр)": для I класса - 5 x 10-5, II класса - 5 x 10-4, III класса - 2,5 x 10-3, IV класса - 5 x 10-3. В периоды паводков и половодий риск возникновения аварии ГТС резко возрастает, т.к. сооружения испытывают максимальное воздействие от водного потока.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Целями реализации Программы являются:
а) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
б) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
в) создание условий для доведения обязательных требований до поднадзорных субъектов, повышение их информированности о способах соблюдения обязательных требований.
Задачами реализации Программы являются:
а) выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации;
б) создание условий для изменения ценностного отношения поднадзорных субъектов к добросовестному поведению в сфере обеспечения безопасности, формирования позитивной ответственности за свои действия (бездействие), поддержания мотивации в данной сфере;
в) формирование одинакового понимания установленных обязательных требований у должностных лиц Ростехнадзора и поднадзорных субъектов;
г) повышение уровня правовой грамотности поднадзорных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.
3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, СРОКИ
(ПЕРИОДИЧНОСТЬ) ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения отражается в графике реализации профилактических мероприятий, разрабатываемом и утверждаемом территориальным органом Ростехнадзора.
4. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ
Показатели результативности и эффективности Программы определяются исходя из перечня мероприятий, установленных Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений.
Таблица 2
Показатели результативности и эффективности Программы
N п/п
|
Профилактическое мероприятие
|
2020 г.
|
2021 г.
(9 месяцев)
|
Прогноз на 2022 г.
|
1.
|
Информирование
|
100%
|
100%
|
100%
|
2.
|
Обобщение правоприменительной практики
|
100%
|
100%
|
100%
|
3.
|
Объявление предостережения
|
609
|
1840
|
+5%
|
4.
|
Консультирование
|
-
|
-
|
100%
|
5.
|
Меры стимулирования добросовестности
|
-
|
-
|
100%
|
Таблица 3
Перечень мероприятий по профилактике нарушений
обязательных требований
N п/п
|
Профилактическое мероприятие
|
Сроки (периодичность) проведения
|
Ответственный исполнитель
|
Пояснения по порядку реализации
|
1.
|
Информирование
|
|||
1.1.
|
Информирование (посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах)
|
Постоянно
|
Территориальные управления Ростехнадзора (размещение информации на официальных сайтах территориальных управлений Ростехнадзора)
|
|
пункт 37 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений
|
||||
Ответственные за подготовку документов отделы Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора (размещение информации на официальном сайте Ростехнадзора)
|
||||
2.
|
Обобщение правоприменительной практики
|
|||
2.1.
|
Направление проекта обзора правоприменительной практики в Управление государственного энергетического надзора Ростехнадзора на адрес электронной почты Otchet10upr@gosnadzor.gov.ru
|
До 30 января 2022 года по итогам работы за 2021 год
|
Территориальные управления Ростехнадзора
|
|
пункт 38 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений;
|
||||
2.2.
|
Размещение доклада о правоприменительной практике на официальном сайте Ростехнадзора
|
До 1 апреля 2022 года
|
Ответственное структурное подразделение Ростехнадзора
|
|
приказ Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287
|
||||
3.
|
Объявление предостережения
|
|||
3.1.
|
Объявление предостережения
(в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям)
|
Постоянно
|
Территориальные управления Ростехнадзора
|
|
пункты 39 - 46 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений
|
||||
4.
|
Консультирование
|
|||
4.1.
|
Консультирование
(по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия)
|
Постоянно
|
Территориальные управления Ростехнадзора
(контакты должностных лиц, оказывающих консультирование, размещены на официальных сайтах территориальных управлений Ростехнадзора в соответствии с утвержденными планами-графиками)
|
|
пункты 55 - 61 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений
|
||||
5.
|
Меры стимулирования добросовестности
|
|||
5.1.
|
Меры стимулирования добросовестности
(оценка добросовестности проводится по заявлению юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения.
Заявитель вместе с заявлением о проведении оценки добросовестности направляет в территориальный орган Ростехнадзора документы и информацию, подтверждающие соблюдение требований, предусмотренных пунктом 49 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений)
|
Постоянно
|
Территориальные управления Ростехнадзора
|
|
пункты 47 - 54 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений
|