IV. Проведение аудиторской проверки и оформление ее результатов

IV. Проведение аудиторской проверки и оформление
ее результатов

17. Решение о проведении аудиторской проверки оформляется приказом Ростехнадзора, в котором указываются:

вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная);

наименование объекта аудита;

срок проведения аудиторской проверки;

проверяемый период финансово-хозяйственной деятельности объекта аудита;

состав аудиторской группы (фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяющего);

срок представления отчета о результатах аудиторской проверки.

18. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, которая утверждается руководителем Ростехнадзора не позднее чем за 10 рабочих дней до начала аудиторской проверки.

19. Программа аудиторской проверки (приложение N 2 к настоящему Положению) должна содержать:

тему аудиторской проверки;

сроки ее проведения;

наименование объекта аудита;

перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки.

20. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:

осуществления внутреннего финансового контроля;

законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;

ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;

применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;

вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;

наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;

формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

бюджетной отчетности.

21. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:

инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;

наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;

запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета, произведенного субъектом аудита;

аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

22. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.

23. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию.

Рабочая документация (документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки) содержит:

документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;

сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;

сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;

письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;

копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;

акт аудиторской проверки.

24. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления (в случае непредставления объектом аудита информации, документов и материалов или представления неполного комплекта истребуемой информации, документов и материалов и (или) воспрепятствования объектом аудита проведению аудиторской проверки, и (или) уклонения его от проведения аудиторской проверки) или продления (в случае позднего представления объектом аудита информации, документов и материалов; необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, специальных экспертиз, расследований) аудиторской проверки руководитель аудиторской группы (проверяющий) направляет руководителю Ростехнадзора служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления) аудиторской проверки.

Аудиторская проверка может быть приостановлена (продлена) только один раз.

25. Срок приостановления (продления) аудиторской проверки определяется в каждом конкретном случае исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления (продления) аудиторской проверки, и не может превышать 20 календарных дней.

26. Решение о приостановлении (продлении) аудиторской проверки, принятое руководителем Ростехнадзора в соответствии со служебной запиской руководителя аудиторской группы (проверяющего), оформляется приказом Ростехнадзора, который доводится до сведения руководителя объекта аудита.

27. После окончания срока приостановления аудиторской проверки аудиторская группа (проверяющий) возобновляет проведение аудиторской проверки в сроки, установленные приказом Ростехнадзора о проведении аудиторской проверки, с учетом срока приостановления.

28. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки (приложение N 3 к настоящему Положению).

29. Акт камеральной аудиторской проверки составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем аудиторской группы (проверяющим), и один экземпляр в течение 5 рабочих дней с даты его подписания руководителем аудиторской группы (проверяющим) направляется объекту аудита заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

30. Акт выездной аудиторской проверки составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем аудиторской группы (проверяющим) в зависимости от характера, объема и сложности выездной проверки:

в пределах объекта аудита - в сроки, установленные для проведения выездной проверки. Один экземпляр акта выездной проверки вручается руководителю объекта аудита под роспись;

за пределами объекта аудита - не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания выездной проверки, указанным в приказе Ростехнадзора о проведении проверки. Акт выездной проверки в течение 5 рабочих дней со дня его подписания направляется объекту аудита заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

К первому экземпляру акта выездной проверки прикладываются составленные и подписанные членами аудиторской группы справки по результатам проверки соответствующего вопроса (вопросов) программы выездной проверки.

31. Акт комбинированной аудиторской проверки составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем аудиторской группы (проверяющим), и один экземпляр в течение 5 рабочих дней с даты его подписания руководителем аудиторской группы (проверяющим) направляется объекту аудита заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

32. При наличии разногласий по выводам, указанным в акте аудиторской проверки, объект аудита вправе в течение 5 рабочих дней с даты его получения направить возражения в письменной форме заказным почтовым отправлением с дублированием по электронной почте, адрес которой указан в сопроводительном письме, руководителю аудиторской группы (проверяющему).

33. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) в срок до 10 рабочих дней со дня получения возражений в письменной форме рассматривает их обоснованность, дает по ним заключение в письменной форме, которое направляет объекту аудита заказным почтовым отправлением с дублированием по электронной почте, адрес которой указан в сопроводительном письме.

Копия заключения приобщается к материалам аудиторской проверки.

34. По результатам рассмотрения акта аудиторской проверки руководителем объекта аудита в срок до 5 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения акта аудиторской проверки (получения его в электронной форме), утверждается план мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков (приложение N 4 к настоящему Положению).

35. Руководитель объекта аудита обеспечивает выполнение внесенных аудиторской группой (проверяющим) предложений и в установленный срок представляет субъекту аудита информацию об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторской проверки (приложение N 5 к настоящему Положению), с приложением копий подтверждающих документов.

36. Контроль за своевременным и полным выполнением предложений по актам аудиторских проверок осуществляется субъектом аудита.

37. На основании акта аудиторской проверки руководитель аудиторской группы (проверяющий) составляет отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:

информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;

информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объекта аудита;

выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектом аудита бюджетной отчетности;

выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектом аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

38. Отчет о результатах аудиторской проверки, подписанный руководителем субъекта аудита, с приложением акта аудиторской проверки в течение 10 рабочих дней с даты его подписания руководителем аудиторской группы (проверяющим) направляется руководителю Ростехнадзора. По результатам рассмотрения указанного отчета руководитель Ростехнадзора вправе принять одно или несколько из решений:

о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам и работникам объекта аудита, а также о проведении служебных проверок;

о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.

39. Решения руководителя Ростехнадзора, принятые по результатам аудиторской проверки, направляются объекту аудита в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их принятия.