5.23. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ В ПОЛЕТЕ

5.23. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ В ПОЛЕТЕ

5.23.1. К особым случаям в полете относятся:

- отказ авиационной техники;

- попадание в метеоусловия, к полетам в которых экипаж не подготовлен;

- потеря ориентировки;

- потеря пространственной ориентировки;

- внезапное ухудшение состояния здоровья или ранение членов экипажа;

- потеря устойчивости, управляемости, нарушение прочности воздушного судна;

- вынужденное покидание воздушного судна;

- вынужденная посадка вне аэродрома;

- потеря радиосвязи.

5.23.2. Командир воздушного судна (экипаж) должен твердо знать порядок действий при возникновении особых случаев в полете, а старший руководитель полетов должен быть готов оказать немедленную помощь экипажу.

При возникновении особых случаев в полете командир воздушного судна (экипаж) и старший руководитель полетов должны действовать инициативно, хладнокровно и решительно, заботясь, в первую очередь, о сохранении жизни членов экипажа и участников испытаний в полете.

5.23.3. Для своевременного оказания помощи воздушному судну, терпящему или потерпевшему бедствие, устанавливаются единые для всей авиации телеграфные сигналы: "Бедствие" (СОС), сигнал срочности - предупреждение о возможной опасности (ЬЬЬ).

Сообщение о бедствии передается на частотах управления полетами, на общих каналах связи и пеленгации, а также на аварийных частотах. Сигнал бедствия передается также по системе опознавания.

5.23.4. При возникновении особого случая в полете командир воздушного судна обязан немедленно доложить старшему руководителю полетов или органу ОВД, под управлением которого находится воздушное судно, о случившемся на борту воздушного судна, принимаемых мерах, своем решении и включить сигнал "Бедствие".

5.23.5. Экипажи воздушных судов, принявших сигнал бедствия, должны сообщить об этом старшему руководителю полетов или органу ОВД, с которым имеют радиосвязь, ограничить радиообмен и оказать возможную помощь терпящему бедствие воздушному судну.

5.23.6. Действия экипажа в особых случаях в полете должны соответствовать требованиям настоящих Правил, руководству по летной эксплуатации воздушного судна и инструкции по производству полетов в районе аэродрома (при аэродромных полетах).

5.23.7. При потере пространственной ориентировки (потере экипажем представления о фактическом положении воздушного судна в пространстве) экипаж должен принять все меры для ее восстановления, включая использование системы приведения к горизонту автопилота.

5.23.8. В случаях, когда продолжение полета не обеспечивает безопасности экипажа, командир воздушного судна обязан принять решение о вынужденном покидании ВС, предварительно подав команду экипажу на покидание воздушного судна.

5.23.9. Вынужденная посадка вне аэродрома производится в случаях, когда нет возможности продолжать полет до ближайшего аэродрома или продолжение полета опасно для жизни экипажа, а покидание воздушного судна невозможно.

Приняв решение на выполнение вынужденной посадки, командир воздушного судна обязан сообщить (по возможности) органу ОВД (управления полетами) о месте и времени предполагаемой посадки и включить сигнал бедствия.

5.23.10. Вынужденная посадка на воду производится как можно ближе к берегу или к кораблю (судну). При спокойном состоянии водной поверхности посадка выполняется против ветра, а при накате волны (зыби) и любой ветровой волны - независимо от направления ветра. Воздушные винты двигателей воздушного судна на выравнивании перед приводнением переводятся во флюгерное положение.

В лунную ночь, когда невозможно определить состояние водной поверхности, скорость и направление ветра, посадку необходимо производить по лунной дорожке.

5.23.11. После вынужденной посадки вне аэродрома командир воздушного судна обязан:

- организовать помощь пострадавшим;

- определить состояние воздушного судна и принять меры к его сохранению;

- организовать охрану воздушного судна;

- доложить, используя все возможные средства связи, о случившемся в свою организацию, на ближайший аэродром и органам местного самоуправления о времени, месте и причине вынужденной посадки, состоянии эхсипажа и участников испытаний в полете, состоянии воздушного судна, необходимой помощи и возможности приема поисково-спасательного воздушного судна.

5.23.12. После вынужденной посадки вдали от населенных пунктов и путей сообщения командир экипажа обязан:

- организовать лагерь для лиц, находившихся на борту воздушного судна, при необходимости взять на учет все продукты и воду, обеспечить их сохранность, установить суточный рацион, принять меры к пополнению продуктов питания;

- организовать охрану лагеря, особенно в ночное время;

- подготовить и использовать для связи и привода поисково-спасательных воздушных судов аварийные, связные и приводные радиостанции воздушного судна;

- обозначить лагерь видимыми с воздуха знаками;

- при возможности подготовить площадку для посадки и взлета поисково-спасательного воздушного судна.

- Покидать лагерь разрешается только поисковой группе, если физическое состояние членов группы позволяет преодолеть расстояние до ближайшего населенного пункта. Путь движения группы отмечается на местности.

5.23.13. Взлет с места вынужденной посадки без разрешения руководителя организации, которому принадлежит воздушное судно, запрещается, кроме взлета выполнивших вынужденную посадку в открытом море гидросамолетов и вертолетов по причинам, не связанным с отказами авиационной техники, и не имеющих повреждений.

5.23.14. Вынужденное покидание воздушного судна выполняется в случаях, определенных руководством по летной эксплуатации воздушного судна и мерами безопасности, разработанными для конкретного полета на испытания. Решение на покидание воздушного судна принимает командир воздушного судна или старший руководитель полетов.

5.23.15. Для покидания воздушного судна командир воздушного судна подает предварительную команду (сигнал) "приготовиться к покиданию" и исполнительную команду "прыгай". На неуправляемом воздушном судне подается только исполнительная команда.

5.23.16. Перед покиданием воздушного судна командир экипажа должен доложить (по возможности) старшему руководителю полетов или органу ОВД, под управлением которого находится воздушное судно, о своем решении, местонахождении, развернуть воздушное судно в направлении малонаселенного района, ликвидировать систему опознавания и выключить двигатели.

5.23.17. При потере радиосвязи командир воздушного судна обязан включить сигнал "Бедствие" и (используя все имеющиеся средства) принять меры к восстановлению связи с органом ОВД (управления полетами) непосредственно или через другие воздушные суда. В таких случаях при необходимости может использоваться аварийная частота 121,5 МГц.

Радиосвязь считается потерянной, если в течение 5 мин. при использовании всех имеющихся каналов радиосвязи (на неоднократные вызовы по каждому из них) экипаж или орган ОВД (управления полетами) не отвечает.

Сигналы (команды), подаваемые экипажам воздушных судов при отсутствии радиосвязи, приведены в приложении N 11 к настоящим Правилам.