Жалоба в прокуратуру на работодателя – это официальная бумага, в соответствии с которой работник просит государственный надзорный орган принять меры в отношении руководства компании-работодателя. В материале мы подробно разберём порядок составления документа, сроки его подачи и рассмотрения.

Жалоба на работодателя

Нормы Конституции РФ и Трудового кодекса РФ оставляют за работником право отстаивать свои интересы установленными законом способами. К ним относят:

  • жалоба в трудовую инспекцию;
  • жалоба генеральному директору;
  • исковое заявление в суд;
  • жалоба в прокуратуру.

Сегодня мы рассмотрим именно последний вариант. То, куда обращаться, выбирает сам работник. Как бы то ни было, результат должен быть один.

Нарушения трудовых прав работника

Обратиться в прокуратуру можно по факту обнаружения любых нарушений со стороны работодателя, не обязательно касающихся непосредственно заявителя. Распространёнными поводами для написания жалобы являются следующие:

  • задержка или невыплата заработной платы;
  • уход от налогообложения посредством выдачи зарплаты «в конверте»;
  • неоплачиваемая сверхурочная работа;
  • нарушение требований охраны труда;
  • нарушение санитарных норм в заведениях общепита;
  • и многое другое.

Эти и многие другие вопросы входят в компетенцию органов прокуратуры.

Прокуратура

Прокуратура является государственным надзорным органом, в полномочия которой входит осуществление надзора за законностью тех или иных процессов. Сюда относят уголовное законодательство, арбитражное законодательство, трудовые правоотношения и многое другое. Прокурор вправе реагировать на обращения граждан в рамках своих полномочий. Порядок и правила рассмотрения жалоб регулируются статьей 10 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Любая жалоба, поданная в прокуратуру, должна быть рассмотрена надлежащим образом в течение 30 календарных дней со дня её получения. Срок может быть увеличен, если того требует ситуация. Это время выделяется на получение необходимых для принятия решения документов, проведение соответствующих проверок.

Как подать жалобу

Обратиться в прокуратуру с жалобой можно следующими способами:

  • лично в руки представителю ведомства;
  • через представителя с оформленной доверенностью;
  • посредством почтового отправления с уведомлением о вручении;
  • через портал Госуслуг.

Порядок и сроки рассмотрения не могут изменяться в зависимости от выбранного способа подачи жалобы.

Правила составления официальной бумаги

По своей структуре жалоба в прокуратуру крайне схожа с исковым заявлением в суд. Она состоит из следующих элементов: преамбула, описательно-мотивировочная часть, просительная часть и подпись гражданина. Необходимо будет указать, кому и от кого подаётся жалоба, изложить суть возникшей конфликтной ситуации, выразить просьбу о принятии соответствующих мер. Прокурор в свою очередь рассмотрит обращение, проанализирует его с точки зрения действующего законодательства и при необходимости проведёт соответствующие мероприятия, направленные на устранение нарушений.

Текст документа должен быть выдержан в строгом, деловом стиле. Строго нельзя использовать ругательства, нецензурную брань, фамильярство. Жалоба относится к деловым бумагам, следовательно, к её содержанию предъявляются соответствующие требования, которые нельзя игнорировать.

Форма документа

Несмотря на все вышеупомянутые требования, жалоба в прокуратуру пишется в свободной форме. Это означает, что для документа не предусмотрено никаких общеобязательных унифицированных бланков. Написать жалобу можно как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Всё зависит от способа обращения. Юридическая сила официальной бумаги не может зависеть от варианта исполнения текста.

Для написания документа принято использовать чистый лист бумаги формата А4. Если было принято решение исполнить жалобу в печатном виде, её в любом случае придётся распечатать на принтере, так как автограф заявителя должен быть «живым».

Объясняем, как составить жалобу «на пальцах»

Первым делом мы отметим, кому и от кого подаётся жалоба. В дательном падеже прописываем ФИО прокурора, наименование надзорного органа, его адрес. Затем уже в родительном падеже оставляем сведения о заявителе: ФИО, место жительства, номер телефона для связи. Если место прописки отличается от фактического адреса, указываем второй.

Ниже по документу посреди листа пишется слово «жалоба». Здесь же указываем населённый пункт и дату её составления. С красной строки кратко, но ёмко излагаем суть проблемы. Разъясняем, в чём именно выражаются нарушения прав. Рекомендуем дополнять текст ссылками на нормы законодательства. Это значительно упростить работу прокурора, сократит срок рассмотрения жалобы.

Следующим шагом просим прокурора принять соответствующие меры. Можно перечислить их перечень в жалобе или ограничиться общей формулировкой. В любом случае окончательное решение останется за государственным служащим.

Примерный образец

Я, Ватов Николай Денисович, занимаю должность младшего юриста в ООО «Вершки-Корешки». Работодатель в лице генерального директора Денисова Д. Д. на регулярной основе привлекает меня и других сотрудников компании к сверхурочной работе, никак её не оплачивая. Действия руководства фирмы восприняты мной как нарушение положений статьи 99 Трудового кодекса РФ. Исходя из вышеизложенного,

прошу:

1.Провести проверку в отношении ООО «Вершки-Корешки».

2. Принять меры по устранению изложенных в тексте жалобы нарушений.

3. Принудить работодателя осуществить расчёт с сотрудниками за сверхурочно отработанные часы.

На этом работа с жалобой подходит к завершению. Заверяем её своим автографом с расшифровкой (фамилия и инициалы), передаём в ведомство выбранным способом. В течение установленного законом срока заявитель должен получить мотивированный ответ. Это может быть отказ или отчёт о проделанной работе (принятых мерах).