Жалоба на злоупотребление служебными полномочиями – это документ, с которым любой бдительный гражданин или сотрудник предприятия может обратиться к руководителю организации с целью информирования о деятельности его подчинённых. В рамках настоящего текста мы рассмотрим, что представляют собой служебные полномочия, чем они отличаются от должностных, какова роль подобной жалобы.

Должностные и служебные полномочия

Первым делом считаем необходимым провести чёткую грань между служебными и должностными полномочиями. Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях выделяют служебные и должностные проступки в различные главы. Так, если должностное лицо является представителем какого-либо органа государственной или муниципальной власти, то служебное лицо представляет интересы частной организации, юрлица. Это коренное отличие является крайне важным, ведь использование властных полномочий может нанести куда больше вреда, чем злоупотребление служебным положением.

У каждого сотрудника существуют его должностные обязанности, соответствующие права, необходимые для их реализации. Так, например, все юристы, представляющие интересы организаций, обладают перечнем полномочий, позволяющих им заверять своим автографом документы от лица компании. В теории такую возможность можно использовать в своих корыстных интересах, проворачивая не совсем законные сделки.

Куда более простым примером превышения служебных полномочий можно назвать использование имущества организации в своих целях. Подобными проступками часто грешат водители, присваивая списанные ГСМ, а также работники кухни, уносящие продукты питания домой, поедающие их непосредственно на рабочем месте.

Кто и кому может пожаловаться

Обратиться с жалобой на злоупотребление служебными полномочиями может как коллега провинившегося сотрудника, так и совершенно посторонний гражданин, зафиксировавший подобный факт. В первом случае подобный документ будет именоваться не жалобой, а служебной запиской, ведь имеет место вертикальное сообщение между представителями одной организации. Кто бы ни выступал инициатором разбирательства, официальная бумага подаётся на имя руководителя компании, ведь именно он должен будет принимать решение о будущем работника. Обычно такие документы передаётся не лично директору, а представителю отдела кадров или секретарю начальника. В любом случае жалоба должна дойти до конечного адресата.

В качестве альтернативы можно подать жалобу на имя непосредственного руководителя провинившегося сотрудника, если вам известно, кто этот человек.

Последствия для сотрудника

В силу того, что сотрудник частной организации не является должностным лицом, санкции в его отношении будут не такими строгими, как для представителя государственного органа. Вероятнее всего речь пойдёт о дисциплинарной и материальной ответственности. Трудовой кодекс РФ позволяет работодателю наказывать своих подчинённых тремя способами: замечание, выговор, увольнение. Санкции расставлены в порядке возрастания серьёзности наказания.

Что касаемо материальной ответственности, она будет иметь место лишь в тех случаях, когда дело касается растраты или присвоения имущества организации или третьих лиц. Нести материальную ответственность можно как перед работодателем, так и перед лицами, вверившими своё имущество фирме. Как правило, подобные ситуации происходят в различного рода сервисных центрах, когда сотрудники в течение периода ремонта используют имущество в своих личных целях. Речь может идти о бытовой технике, автомобиле или чем-то ещё.

Инструкция по составлению жалобы

Перед тем, как приступить к формированию жалобы, следует уточнить полное наименование компании-получателя, ФИО и должность её руководителя, адрес фирмы. Узнать подобную информацию можно посредством заказа выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Налоговая инспекция ведёт и регулярно обновляет реестры, вследствие чего, там всегда размещена исключительно актуальная информация. В качестве сведений о себе гражданин указывает свои ФИО, серию и номер паспорта, место регистрации по паспорту. Не забываем обозначить номер телефона, ведь только таким образом вы сможете получить оперативную обратную связь. Безусловно, почтовое сообщение никто не отменял, однако телефонный звонок видится куда более эффективным способом.

Ниже по документу приступаем к разъяснению сложившейся ситуации. В первую очередь отметим, кем является заявитель, опишем его роль в инциденте. Возможно, он вступал в отношения с представителем копании по работе, посещал офис организации как клиент или является его коллегой. Следующим шагом отмечаем, что сотрудник злоупотребил своими служебными полномочиями, опишем, в чём именно это проявилось. Если имеют место какие-то подтверждающие позицию материалы, ссылаемся на них, прикрепляем в качестве приложения.

Далее по тексту обращаемся к руководителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю лично, просим принять меры в отношении его подчинённого, пресечь злоупотребления должностными полномочиями. Когда злоупотребление связано с причинением материального вреда, указываем точные суммы, подлежащие возмещению. В идеале потребуется предоставить чеки, договоры, квитанции, иные бумаги, выступающие доказательствами.

Примерный образец

Подписываем итоговый вариант жалобы, расшифровываем оставленный на бумаге автограф. Подать документ можно как нарочным способом, так и посредством услуг Почты России. Как бы то ни было, он дойдёт до конечного адресата, станет основанием для разбирательства.