Жалоба на условия труда – это документ, с которым любой работник любого предприятия может обратиться в государственное надзорное ведомство, сообщить о том, что его работодатель вынуждает своих сотрудников трудиться в ненадлежащих, а возможно и в опасных для жизни, условиях. Сегодня мы разберемся, какими нормативными актами регулируется данная сфера правоотношений, куда жаловаться, как правильно сформировать соответствующую официальную бумагу.

Условия труда

Под условиями труда может пониматься как комфорт на рабочем месте, то есть обеспечение всем необходимым для надлежащего исполнения трудовых обязанностей, так и безопасность для жизни и здоровья сотрудников. Основной нормативный акт по теме – это Трудовой кодекс Российской Федерации. Здесь законодатель закрепляет, что работодатель обязан предоставить не только комфортное, но и безопасное рабочее пространство для своих сотрудников.

Начинается всё, конечно же, с безопасности. Причем безопасность – это именно та категория, которой нельзя прибегать ни офисным зданиям, ни уж тем более различного рода производственным предприятиям. Комплекс мер по обеспечению безопасности на рабочем месте именуется термином «охрана труда». В каждой организации вне зависимости от рода её деятельности должен быть человек, прошедший специальные подготовительные курсы. Который и будет отвечать за безопасность сотрудников.

По умолчанию эта обязанность закрепляется за руководителем организации, будь то директор, генеральный директор, главный врач поликлиники или председатель ТСЖ. Уже в дальнейшем, когда предприятие обрастает сотрудниками, полномочия передаются кому-то из них.

Куда жаловаться

Если работника не устраивают условия труда по месту работы, имеет смысл начал предпринимать действия, направленные на улучшение условий. Первым делом мы бы порекомендовали подать жалобу на имя директора предприятия, сообщать о том, что условия труда на предприятии оставляют желать лучшего, охарактеризовать проблему и по возможности приложить фотографии, подтверждающие позицию. По идее, руководитель обязан рассматривать все поступающие от его подчинённых обращения, однако далеко не все из них подлежат обязательному удовлетворению.

Если директор не увидел проблемы в тех обстоятельствах, что вы описали, либо по иным причинам отказался улучшать условия труда, придется передавать вопрос в руки представителей государственных ведомство. В частности, вопросами трудового характера занимаются сотрудники Государственной инспекции труда. Должностное лицо, обладающее рядом полномочий, имеет возможность направить в организацию соответствующий запрос, истребовать интересующие его сведения и даже выехать на место с личной проверкой. Конкретный комплекс мероприятий будет зависеть от характера и масштабов проблемы.

Федеральный закон № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан» устанавливает, что государственная инспекция обязана дать ответ обратившемуся гражданину в течение тридцати календарных дней. Даже в том случае, если должностное лицо не найдет оснований для привлечения организации к ответственности перед законом или работниками, ответ должен быть дан в любом случае. Более того, ответ должен быть мотивированным, то есть содержать в себе ссылки на нормы права, разъяснять позицию государственного органа.

Форма документа

Форма жалобы в трудовую инспекцию на условия труда не закреплена на законодательном уровне, а значит, у нас есть возможность сформировать официальную бумагу самостоятельно и своими силами. Для этого бдительному гражданину потребуется руководствоваться общими правилами делового документооборота, понимать, как работать с официальными бумагами. В частности, любое подобное обращение должно формироваться по вполне конкретной структуре: шапка с реквизитами, основной содержательный блок с разъяснением сути проблемы, обращение с просьбой разобраться в вопросе. Это стандартные правила, которых мы и будем придерживаться в работе.

Что касаемо написания текста, здесь у заявителя будет два варианта: рукописный с помощью синей или чёрной шариковой ручки и машинописный при помощи компьютерных средств. Оба варианта так или иначе допускаются к применению на практике, однако содержание в любом случае следует разместить на чистом листке бумаги формата А4.

Объясняем «на пальцах», как составить жалобу

Первым делом следует уделить внимание шапке нашей жалобы, заполнив реквизиты. В правом верхнем углу листа бумаги пропишем полное наименование государственного органа, ФИО и должность руководителя инспекции в вашем регионе, а также юридический адрес конкретного управления. Далее по тексту обозначим ФИО заявителя, серию и номер его паспорта, место прописки, номер сотового телефона в качестве средств для обратной связи.

Ниже по документу начинаем разъяснять саму суть нашего обращения. Утверждаем, что трудимся в такой-то организации в такой-то должности на основании трудового договора. Следующим шагом утверждаем, что работодатель не в состоянии обеспечить надлежащие условия труда на рабочем месте, приводим в доказательство те обстоятельства, которые и стали основанием для обращения с данной жалобой. Например, работодатель мог не обеспечить своих сотрудников средствами индивидуальной защиты, не организовать комнату для отдыха и приема пищи с минимально комфортными условиями или что-то ещё.

В завершение работы с документом мы заверяем всё вышеизложенное своим автографом с расшифровкой, ставим дату формирования официальной бумаги. Теперь нам осталось лишь передать итоговый вариант жалобы на рассмотрение и дождаться ответа из управления.

Примерный образец