Жалоба на пристава в прокуратуру – это документ, с которым в надзорный орган может обратиться участник исполнительного производства, если его предыдущая жалоба руководству отдела ФССП не принесла ожидаемых плодов. Сегодня мы расскажем, в каких случаях следует обращаться с жалобой на судебных приставов, причем здесь прокуратура, как правильно сформировать официальную бумагу и передать на рассмотрение.

Работа пристава

Судебный пристав-исполнитель – это должностное лицо, являющееся представителем Федеральной службы судебных приставов. Основная задача приставов заключается в осуществлении исполнительного производства, то есть во взыскании денежных средств и имущества с должников в пользу взыскателей. В качестве взыскателя и должника (с обеих сторон) могут выступать как физические лица, то есть рядовые граждане, так и организации.

Пристав-исполнитель в своей работе руководствуется нормами ФЗ «Об исполнительном производстве», то есть любое отклонение от установленного законодателем регламента может послужить основанием для заявления жалобы. С жалобами обращаются и взыскатели, и должники. Первые жалуются на незаконные отказы, ненадлежащее исполнение должностные обязанностей и растягивание сроков, а вторые – на незаконные действия, аресты, изъятия имущества, его реализацию.

В общем и целом, исполнительное производство – это довольно-таки сложная процедура, затрагивающая материальные ценности лиц, а вместе с ними и личные чувства людей. Как ни крути, а лишаться имущества, пусть даже и по решению суда, никому не нравится.

Жалоба на пристава

Ранее на сайте мы уже рассказывали, как подать жалобу на судебного пристава-исполнителя, в том числе расставили точки над «i» по вопросам порядка обжалования, стадий процесса и инстанций. Следует иметь в виду, что имеются и альтернативные способы восстановления справедливости. Так, если начальник отдела ФССП отказался удовлетворять вашу жалобу и искать в действиях своего подчинённого нарушения, необязательно двигаться дальше по руководящим постам службы приставов.

Граждане Российской Федерации имеют возможность заявлять жалобы в прокуратуру практически по любому поводу. За редкими исключениями, прокурор будет обязан принять ваше обращение к производству и провести собственную проверку, установить факты, поднять документы и вынести соответствующее решение. Ситуация с обжалованием действий/бездействия судебных приставов как раз и является тем исключением, когда прокурор может отказать в принятии жалобы. Здесь есть один важный нюанс.

Прокурор и вправду откажет в регистрации жалобы, отдаст её по подведомственности в ФССП, если заявитель предварительно не предпринял попытку обращения на имя начальника ОСП. Таким образом получается, что прокуратура – это всегда вторая инстанция рассмотрения спора между федеральной службой и участником исполнительного производства.

Форма документа

Форма жалобы на пристава в прокуратуру не утверждается на законодательном уровне ни одним нормативным правовым актом, а значит, документ формируется в свободной форме на основании общих правил делового документооборота. Следует понимать, что официальная бумага в конечном итоге окажется на столе у высокопоставленного должностного лица, а значит, мы должны придать ей соответствующий внешний вид. Оформление – исключительно строгое, стиль языка – деловой, тон повествования – нейтральный. Не забываем и про правила русского языка: пунктуация и орфография.

Написать текст можно одним из двух способов: рукописным и машинописным. Прокурор не сможет отказать, сославшись лишь на способ исполнения содержания, однако печатный вариант ценится куда больше. Как ни крути, а машинописный текст в любом случае имеет более деловой внешний вид и куда лучше воспринимается человеческим глазом.

Объясняем, как составить жалобу «на пальцах»

В шапке жалобы прописываем, кому и от кого она подаётся. В дательном падеже укажем ФИО прокурора, наименование органа, в который вы обращаетесь (районная, городская или областная прокуратура), юридический адрес ведомства. Затем здесь же в родительном падеже обозначим ФИО заявителя жалобы, серию и номер его паспорта, место прописки. Не забываем оставить хотя бы один способ обратной связи для разрешения возникающих вопрос. Обычно для разговора используют сотовый телефон, а для обмена документами – услуги Почты России. Также нелишним будет указать и e-mail, ведь доставка заказных писем даже в рамках одного населенного пункта займет, по меньшей мере, сутки.

Ниже по документу утверждаем, что предварительно обращались с жалобой на судебного-пристава исполнителя начальнику ОСП, однако остались не удовлетворены полученным ответом. Должностное лицо могло вовсе не отреагировать на ваше обращение или заявить, что в рамках проверки никаких нарушений выявлено не было. Выражаем своё несогласие с руководящим постом ФССП, разъясняем позицию по спорному вопросу.

Следующим шагом вводим прокурора в курс дела, объясняем, кто обращался в ФССП с заявлением, когда, на основании какого исполнительного документа, какой процессуальный статус вы занимаете в рамках возбужденного производства и так далее. Чем больше вводных данных мы предоставим прокурору, тем лучше он сможет разобраться в вопросе и скорее принять объективное решение.

Примерный образец

В завершение работы с документом обращаемся к прокурору, просим его принять признать действия/бездействие судебного пристава незаконными, отменить постановление. В течение тридцати календарных дней вы получите мотивированный ответ от должностного лица.