Жалоба на поставщика коммунальных услуг – это официальная бумага, с которой в государственный орган может обратиться любой потребитель, недовольный качеством оказываемых ему услуг коммунального характера. Сегодня мы разберемся, о каких конкретно услугах идёт речь, куда заявляются подобные обращение, чего можно добиться посредством обжалования, как правильно сформировать документ и предъявить на рассмотрение.

Коммунальные услуги

Под коммунальными услугами понимается деятельность поставщиков ресурсов по обеспечению ими потребителей. Так, поставщиком коммунальной услуги всегда является организация, а вот получателем может быть как физическое, так и юридическое лицо. Для них установлены различные тарифы, нормативы, правила регулирования и так далее. Основным нормативным правовым актом в сфере оказания коммунальных услуг является Жилищный кодекс Российской Федерации. В качестве дополнительного документа часто применяются положения Закона «О защите прав потребителей». Оба законодательных акта устанавливают, что конечный потребитель обязан регулярно оплачивать коммунальные услуги, а также получать их в надлежащем качестве.

К коммунальным услугам относятся следующие блага, поставляемые ресурсоснабжающими организациями:

  • тепло;
  • свет;
  • газ;
  • вода;
  • вывоз мусора;
  • прочее.

К прочим можно отнести услуги, оказываемые управляющей компанией или ТСЖ жильцам дома: уборка помещений общего пользования, ремонт сантехники, электрики, уборка двора и так далее.

Куда жаловаться

Граждане Российской Федерации обладают возможность защищать свои права. Так, каждый человек может обратиться в государственный орган за защитой. В нашем случае представляется выбор из трёх ведомств:

  • прокуратура РФ;
  • государственная жилищная инспекция;
  • Роспотребнадзор.

Выбор ведомства будем осуществлять исходя из сложившейся ситуации. Начнем с Роспотребнадзор.

Роспотребнадзор представляет собой профильное ведомство по надзору за соблюдением законодательства в потребительской сфере. Коммунальные услуги также сюда относятся. В Роспотребнадзор мы будем заявлять жалобы относительно качества оказываемой слуги: нерегулярный вывоз мусора, грязная вода из крана и так далее.

ГЖИ занимается надзором именно в жилищной сфере. Сюда можно пожаловаться, если услуга вам не предоставляется вовсе. Например, управляющая компания взимает плату за содержание помещений общего пользования, однако не занимается их фактической уборкой. Жилищный инспектор произведёт выезд на место, собственными глазами увидит подъезды, ознакомится с графиком уборки.

Прокуратура – универсальный орган, сотрудники которого уполномочены рассматривать жалобы по самым разнообразным направлениям деятельности. Более того, прокуратуру можно использоваться в качестве второй инстанции рассмотрения спора, если ГЖИ или Роспотребнадзор не найдут оснований для привлечения поставщика ресурса к ответственности.

Последствия для поставщика

Если должностные лица любого органа подтвердят, что поставщик оказывает услуги ненадлежащего качества или не оказывает их вовсе, ответственности уже избежать не выйдет. Здесь встанет вопрос о мере наказания. Всё будет зависеть от характера нарушения, периодичности, контакта с потребителями. Например, если региональный оператор по обращению с отходами не будет регулярно вывозить мусор, работать с нарушениями утвержденной территориальной схемы, он может быть лишен своего статуса. Об этом нам говорят положения нашумевшей мусорной реформы.

В отдельных случаях низкое качество коммунальных услуг можно расценить как преступную халатность. Так, в зимнее время года граждан нельзя оставлять без отопления, даже если они за него не платят.

Инструкция по составлению жалобы

Жалоба как официальный документ будет формироваться в соответствии с правилами, закрепленными в 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». Так, законодатель не предъявляет особо строгих требований к документу, за некоторыми исключениями. Например, из содержания жалобы должно быть понятно, кому она подаётся, от кого, по какому вопросу. Для достижения этих целей документ разбивают на несколько структурных элементов: шапку, основной содержательный блок с разъяснением сути жалобы, обращение к должностному лицу с просьбой разобраться в проблеме, даты составления и подписи гражданина-заявителя. Пройдемся по каждому отдельно всякому блоку.

Шапка размещается в правом верхнем углу листа бумаги. Здесь мы должны прописать полное наименование ведомства, в которое подаётся жалоба, ФИО и должность его руководителя, а также юридический адрес. Далее по тексту отметим ФИО гражданина-заявителя, серию и номер его паспорта, место прописки. В качестве средств обратной связи оставим номер сотового телефона и адрес электронной почты. По электронке мы сможем обмениваться сканами документов, а по телефону – оперативно разрешать возникающие вопросы.

Ниже по документу обращаемся к представителю ведомства, утверждаем, что столкнулись с проблемой при получении коммунальных услуг. Утверждаем, что тот или иной поставщик исполняет возложенное на него обязательство ненадлежащим образом, чем нарушает права потребителей, конкретно ваши права. Разъясняем детали с указанием наименования компании-поставщика, конкретных примеров нарушений, сроков и так далее. Если предварительно вы выставляли поставщику письменную претензию, отметим этот факт.

Примерный образец