Жалоба на нарушение избирательных прав – это документ, с которым может обратиться в государственные органы власти любой избиратель, чьи права были нарушены действиями третьих лиц, в том числе и должностных. Сегодня мы расскажем, в каких случаях и кто имеет право подавать подобную жалобу, куда её заявлять, как правильно составить.

Избирательные права

Избирательные права являются базовыми и неотъемлемыми для любого гражданина Российской Федерации, обладающего статусом дееспособности. Любой человек, достигший возраста совершеннолетия, не имеющий ограничений по части психического здоровья, имеет право выбирать и быть избранным. Таким образом законодатель разделяет избирательное право на две части: пассивное и активное. В теории и на практики регулярно просматриваются нарушение каждого из этих аспектов.

Нарушения по части пассивного избирательного права носят характер отказа в совершении регистрационных действий кандидата. Если человек изучил законодательные акты, регулирующие выборы соответствующего уровне, исполнил все выделенные законодателем обязательства, однако столкнулся с отказом от избирательной комиссии, он имеет право обратиться с жалобой.

Что касаемо активного избирательного права, здесь нарушения встречаются заметно чаще в силу объективных факторов. Многие работодатели обязывают своих работников посещать избирательные участки, голосовать за конкретного кандидата, несмотря на угрозу привлечения к административной или даже уголовной ответственности. Аналогичная ситуация складывается с образовательными учреждениями, воинскими частями, исправительными колониями. Напоминаем, что никто не вправе принуждать человека к голосованию или наоборот препятствовать волеизъявлению.

Куда жаловаться

Адресат жалобы будет зависеть от характера правонарушения, лица, ограничивающего ваши права. Так, например, подать жалобу на работодателя или образовательное учреждение можно в местный избирком. В тех случаях, когда нарушение прав исходит от представителей региональной избирательной комиссии, следует обращаться с жалобой в ЦИК. Представительство органа власти находится в Москве. Вероятнее всего, жалобу придётся направлять заказным письмом посредством услуг Почты России.

Универсальным местом для обжалования можно назвать Прокуратуру РФ. Прокуратура как надзорный орган не относится ни к одному из органов власти, осуществляет надзор за соблюдением законодательства во всех сферах без исключения. Таким образом прокурор сможет провести проверочные мероприятия, установить виновных, привлечь их к ответственности самостоятельно или передать на рассмотрение в руки представителей органов правопорядка. На данный момент прокурор лишен права возбуждения уголовного дела.

Как подать жалобу

Существует несколько традиционных способов заявления жалоб в любой орган госвласти. Рассмотрим каждый из них, оценим преимущества и недостатки.

Первый способ – нарочный, предполагает личную передачу документации из рук в руки. Если вы территориально находитесь в том же населённом пункте, что и получающая жалобу организация, можно записаться на личный приём, позвонив по телефону. К моменту встречи с должностным лицом вы должны подготовить два экземпляра жалобы, один из которых передадите на руки представителю ведомства, а второй будет заверен штампом о принятии и возвратится на руки заявителю. В принципе, если имеется возможность воспользоваться нарочным способом, мы бы рекомендовали отдать предпочтение именно ему. Личный контакт всегда видится более приоритетным вариантом.

Второй способ – отправка заказного письма при помощи Почты России. Уточняем адрес получающей организации на официальном веб-сайте или по телефону, направляем жалобу по нему. Следует иметь в виду, что доставка корреспонденции может занять какое-то время, даже если получатель находится в вашем населённом пункте. Сроки рассмотрения начнут исчисляться с момента получения, а не отправки.

Третий способ – обращение через официальный веб-сайт госоргана, раздел «обращения граждан». В данном случае не потребуется составлять письменный вариант жалобы, так как сайт предлагает к заполнению шаблонную форму. Вводим необходимую информацию в предложенные поля, нажимаем кнопку «отправить».

Порядок рассмотрения регулируется ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», согласно которому срок подготовки ответа не может превышать тридцать календарных дней. В случае пропуска срока можно будет подать жалобу на нарушение порядка обработки обращения.

Инструкция по составлению жалобы

Составлять жалобу начинаем с указания сведений об адресате и отправителе. Подобная информация размещается в шапке документа, в правом верхнем углу листа бумаги. Здесь мы должны обозначить полное наименование управления государственного учреждения, ФИО и должность его руководителя, а также юридический адрес представительства госоргана. Далее по тексту оставляем ФИО гражданина, выступающего с жалобой на нарушение избирательных прав, серию и номер его паспорта, место регистрации.

Ниже по документу разъясняем суть вопроса, характер нарушения ваших прав, причастных лиц. Чем более подробно вы опишите ситуацию, тем проще представителям стороны-получателя будет разобраться в проблеме, установить виновных, принять соответствующие меры. В идеале вы должны предоставить какие-то доказательства нарушения избирательных прав. В качестве подобных материалов могут выступить соответствующие документы, скриншоты переписок и так далее.

В завершение работы с жалобой мы обращаемся к представителю госучреждения, просим его пресечь нарушения ваших прав, привлечь виновных к ответственности.

Примерный образец