Заявление по защите прав потребителей – это официальная бумага, с которой гражданин может обратиться в государственный орган, сообщить о том, что та или иная организация на рынке нарушает права потребителей. Сегодня мы разберемся, куда обращаться с подобными заявлениями, по какому поводу, чего можно добиться таким образом.

Потребительские права

Сфера потребительских правоотношений в наше время крайне широка и разрастается с каждым днём. Любые правоотношения, складывающиеся между рядовым гражданином и организацией, можно смело назвать потребительскими. Данная сфера охватывается действием Закона «О защите прав потребителей». Законодатель предоставляет гражданам дополнительные гарантии при заключении договоров с продавцами и поставщиками услуг. Речь может идти о покупке продуктов питания в супермаркете, заказе мебели или услугах домашнего интернета.

В соответствии с положениями Закона «О защите прав потребителей» конечный покупатель всегда должен получать товары и услуги надлежащего качества. Любое отклонение от этого правила, не говоря уже о прямом обмане потребителя, может стать основанием для возбуждения административного дела. Руководству организации будет грозить серьезная ответственность вплоть до закрытия торговой точки. Самое простое, чем может отделаться предприятие, — это денежный штраф.

Куда обращаться

Защитой прав потребителей на территории Российской Федерации занимается отдельный орган – Роспотребнадзор. Представители ведомства регулярно осуществляют проверки частных организаций, взаимодействующих с гражданами, оказывающих им те или иные услуги, реализующих товары. Граждане обладают возможностью заявить о том, что та или иная организация нарушает нормы потребительского закона. Должностные лица обязаны в тридцатидневный срок отреагировать на такое обращение, осуществить выезд или хотя бы направить в адрес юридического лица официальный запрос.

В конечном итоге сотрудники Роспотребнадзора сделают вывод о том, имеются ли здесь признаки нарушения прав граждан. В теории организация может отделаться лишь предупреждением, однако в любом случае качестве её работы возрастет под угрозой привлечения к ответственности.

Повод для обращения

Поводом для обращения с заявлением может послужить любое проявление нарушения потребительских прав граждан. Например, в сфере торговли товарами самый верный признак – реализация некачественной продукции. Так, в сфере торговли продуктами питания мерилом качества выступит срок годности, условия хранения и целостность упаковки, а в сфере непродовольственных товаров – качество продукта в целом. По идее, если потребителю был продан некачественный товар, он получает возможность заменить его на качественный или получить уплаченные деньги назад.

Как правило, магазины в нашей время даже не стараются спорить с потребителем, ведь в большинстве случаев гораздо проще будет пойти ему на уступки, даже если человек не совсем прав, чем разбираться с проверкой из Роспотребнадзора.

Что касаемо оказания услуг, здесь работает примерно аналогичная схема, пусть для каждой сферы и предусмотрены свои особенности. Например, в заведениях общепита должны соблюдаться строгие санитарные нормы, то есть чистота на кухне, регулярная дезинфекция, отсутствие любой живности на складах. Если кто-то из посетителей кафе заметит крысу или таракана, сможет запечатлеть это на камеру, велика вероятность, что заведение и вовсе закроют.

Как обратиться

Обратиться в Роспотребнадзор с заявлением о нарушении потребительских прав можно несколькими способами:

  • нарочным;
  • через Госуслуги;
  • заказным письмом через Почту России;
  • на адрес электронной почты местного управления ведомства.

Срок и порядок рассмотрения устанавливается 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». Срок составит тридцать календарных дней. Пропуск установленного законом срока рассмотрения будет означать совершение должностным лицом государственного органа должностного правонарушения. Санкция из Кодекса об административных правонарушениях за такой проступок – денежный штраф в сумме 10 000 рублей в пользу государственного бюджета.

Инструкция по составлению заявления

Заявление по защите прав потребителей мы начнем составлять с заполнения шапки. В правом верхнем углу листа бумаги укажем полное наименование органа, в который мы обращаемся, ФИО и должность его руководителя, юридический адрес местного управления. Далее по тексту обозначим ФИО заявителя, серию и номер его паспорта, место прописки. В качестве средства обратной связи укажем номер сотового телефона.

Ниже по документу утверждаем, что стали свидетелем нарушения прав потребителей со стороны частной организации. Разъясняем, что конкретно произошло, в чем заключается нарушение прав, чем вы можете подтвердить свои доводы. В качестве доказательств мы прилагаем любые имеющиеся материалы по теме: документы, договоры, фотографии и так далее.

Следующим шагом обращаемся к начальнику управления, просим принять меры в отношении нарушителей, привлечь их к ответственности по закону. Теперь нам осталось лишь заверить всё вышеизложенное своей подписью, проставить дату формирования официальной бумаги. В таком виде мы уже можем передавать документ на рассмотрение. Ответ в любом случае не заставит себя долго ждать. Он поступит заказным письмом по месту прописки заявителя или по электронной почте, если она была указана в качестве предпочтительного средства обратной связи.

Примерный образец