Заявление на замещение во время отпуска – это документ, в соответствии с которым один сотрудник предприятия даёт согласие (или выступает инициатором) на замещение другого сотрудника во время его отпуска. Процедура в обязательном порядке оформляется соответствующими документами.

Замещение на предприятии

Каждому работнику, работающему по трудовому договору, положен отдых. Выражаться он может в ежегодном оплачиваемом или другом виде отпуска. В любом случае отсутствие сотрудника на предприятии не должно сказаться на производстве. Для этого Трудовым кодексом предусмотрено замещение отсутствующего работника другим. Работодатель может временно взять на работу нового человека или предложить выполнять обязанности отпускника кому-то из своих подчинённых. Следует иметь в виду, что замещение происходит исключительно с согласия замещающего работника, при чём оно должно быть выражено в письменной форме. Устных договорённостей между сторонами трудового договора будет недостаточно.

Виды замещения

Исходя из анализа норм закона о труде, можно сделать вывод о доступности двух видов замещения: совмещение обязанностей и временный перевод работника на другую должность. Совмещение предполагает выполнение обязанностей в свободное от основной деятельности время, а перевод полностью освободит сотрудника от работы по его должности. Как привило, работодатели обходятся именно совмещением обязанностей. Однако если отсутствует ключевой сотрудник, придётся прибегнуть к переводу.

Кто может замещать

Выступить заместителем может любой человек, обладающий должным уровнем квалификации, опыта работы и состоянием здоровья. Государственные органы регулярно разрабатывают для различных должностей профстандарты. Под ними понимаются определённые требования к кандидатам на должность. Заместитель должен также им соответствовать. В противном случае речь будет идти о нарушении трудового законодательства и серьёзной административной ответственности.

Плюсы для сторон договора

Очевидным плюсом замещения отпускника для работника является сохранение штатного режима работы организации. Однако и для замещающего сотрудника предполагается ряд преимуществ. Не говоря уже о дополнительном материальном поощрении, за замещение может быть предусмотрено начисление дней отдыха к отпуску. Также сотрудник получает возможность проявить себя на новой должности. Руководство может по достоинству оценить деятельность замещающего и в перспективе предложить занять ему эту должность на постоянной основе.

Процедура оформления

Как уже было сказано выше, замещение происходит исключительно с согласия замещающего лица. Работодатель не вправе принуждать работников. Инициатива может исходить как со стороны руководства предприятия, так и от желающего сотрудника. В любом случае стартовой точкой в процедуре оформления будет выступать заявление. Именно оно послужит подтверждением доброй воли работника.

На основании заявления директор издаёт приказ о замещении, в котором обозначаются сроки и привилегии замещающего. За выполнение чужих обязанностей полагается доплата в твёрдом значении или процентом соотношении от зарплаты. Финансовые вопросы определяются соглашением между сторонами трудового договора и фиксируются в дополнительном соглашении к нему. Только при наличии трёх вышеупомянутых официальных бумаг процедура будет считаться выполненной по всем требованиям закона.

Прекращение замещения

Так как доп. соглашение заключается на определённый срок, дополнительные обязанности снимаются с замещающего по истечению такового. Однако имеется возможность досрочного расторжения в одностороннем порядке с обеих сторон. Руководитель или работодатель вправе прекратить замещение. Для этого также необходимо оформить соответствующие документы. Сотрудник обязан уведомить работодателя об отказе от исполнения чужих обязанностей за три дня своим заявлением.

В таком случае расчёт будет произведён пропорционально отработанному времени (количеству произведённой продукции).

Форма документа

Трудовое законодательство не обязывает работников составлять обращения к работодателю в какой-то единой общеобязательной форме. Сотрудники предприятий пишут заявление в свободном формате, соблюдая общие требования к деловой документации.

Работодатель может позаботиться о своих подчинённых и разработать фирменные бланки для заявлений работников. Они, как правило, размещаются в отделе кадров организации. Если таковых в наличии не оказалось, документ пишется на чистом листе бумаги формата А4. Допускается изложить текст от руки при помощи шариковой ручки или набрать его на компьютере. В любом случае машинописный вариант потребуется распечатать на принтере для заверения его автографом заявителя. Передать составленное заявление следует лично в руки руководителя организации или сотруднику кадровой службы. Кадровик в свою очередь направит документ по адресу.

Пошаговая инструкция по составлению заявления

Начать составлять обращение к работодателю следует с шапки документа. В ней необходимо отметить ФИО руководителя (в дательном падеже), его должность на предприятии и наименование организации-работодателя. Здесь же оставляем ФИО и должность работника в родительном падеже.

Ниже по документу пишем слово «заявление» и с красной строки начинаем формулировать запрос. Выражаем согласие или инициативу занять должность отпускника (отмечаем ФИО сотрудника и наименование его должности согласно штатному расписанию). Определяем форму замещения: совмещение или полный перевод. Обозначаем дату предполагаемого выхода на работу в новом режиме.

Примерный образец

На этом процесс составления заявления можно считать оконченным. Остаётся только поставить дату и подпись заявителя (с расшифровкой). Ждём издания соответствующего приказа руководства, подписываем доп. соглашение и приступаем к новым обязанностям.