Заявление на замещение на время больничного – это официальная бумага, с которой сотрудник предприятия может обратиться в адрес своего непосредственного начальника или директора, попросить позволить ему замещать ставку временно заболевшего коллеги. Сегодня мы разберемся, каким образом оформляется подобная процедура, может ли работодатель отказать в удовлетворении такой просьбы, как правильно сформировать официальную бумагу.

Замещение на работе

Замещение на работе – процедура обыденная, применяемая на каждом предприятии без исключения. Так, если один сотрудник временно отсутствует на рабочем месте, коллега может взять на себя его обязанности в порядке совмещения или совместительства. Причины отсутствия могут быть самыми разнообразными:

  • больничный;
  • командировка;
  • любой вид отпуска;
  • повышение квалификации;
  • и так далее.

Трудовой кодекс Российской Федерации довольно-таки подробно регулирует данный вопрос, оставляя простор для творчества работодателя, самого потенциального заместителя. Закон не содержит в себе конкретных положений по части условий труда заместителя и повышения его заработной платы, однако предъявляет к кандидатуре определённые требования.

Заместитель должен соответствовать занимаемой должности, которую он и будет временно замещать. Например, если на больничный ушел бухгалтер компании, заместитель должен иметь бухгалтерское образование, разбираться в бухучете. Так, некоторые профессии требуют соответствующих показателей по части здоровья, а значит, заместителю потребуется пройти медкомиссию, получить необходимые справки.

Вывод на работу лица, не отвечающего государственным профессиональным стандартам, может закончиться для организации плачевно. Если о таком мероприятии узнают должностные лица из Трудовой инспекции, может быть возбуждено дело об административном правонарушении.

Совмещение или совместительство

Замещение представляет собой общий термин, предполагающий, что пока одного работника на предприятии нет, его обязанности будет выполнять другой. То, в каком именно режиме будет происходить замещение, определяют потенциальный заместитель и работодатель. В данном вопросе всё будет зависеть от характера предполагаемой работы, её значимости для компании в целом, а также достигнутых договоренностей.

Совмещение предполагает, что заместитель будет выполнять работу по двум направлениям одновременно. Например, бухгалтер может сесть в кресло кадровика, взять на себя его обязательства. В принципе, если организация небольшая, а бухгалтер имеет должное кадровое образование, располагает свободным временем, — это хорошая возможность проявить себя в новом амплуа, а также заработать дополнительных денег.

В рамках совместительства заместитель будет выполнять работу в свободное от своей основной деятельности время. То есть, например, до обеда сотрудник трудится по одной должности, а послей обеда – по другой. Конкретные временные промежутки достигаются в рамках договоренностей.

Оплата замещения

Опытные работники знают, что замещение – это не только дополнительная нагрузка, но также возможность дополнительного заработка. Общий принцип трудового законодательства таков, что любая работа должна быть честно оплачено. Чем больше обязанностей возлагается на сотрудника, тем больше ему заплатят.

Законодатель не предлагает конкретных условий по оплате, предполагая, что работник и работодатель смогут договориться самостоятельно. Чаще всего договариваются на условии повышения заработной платы заместителя примерно в полтора раза.

Соглашаться на предложенные начальством условия или же нет – решает для себя каждый работник. Любое внесение изменений в условия труда требует согласования обеих сторон трудового договора, а значит, если сотрудник не хочет дополнительной нагрузки, он оставляет за собой полное право отказаться. В случае получения согласия кадровик составит проект дополнительного соглашения к трудовому договору, передаст его на подпись представителям сторон.

Отметим, что замещение на время больничного носит временный характер, а значит, допсоглашение будет содержать в себе конкретный временной промежуток исполнения обязанностей. Как только основной сотрудник возвратится на работу, заместитель вернётся к своему привычному трудовому темпу.

Инструкция по составлению заявления

Заявление на замещение на время больничного представляет собой деловую бумагу из внутреннего документооборота организации. Вся документация из этой категории составляется в свободной форме, ориентируясь при этом устоявшиеся в практике стандарты.

В первую очередь мы уделим внимание шапке документа. Так, в правом верхнем углу листа бумаги прописываем ФИО директора нашей компании, её полное наименование и организационно-правовую форму. Далее по тексту обозначим ФИО сотрудника, выступающего с инициативой замещения, занимаемую им в компании должности.

Ниже по документу обращаемся к начальнику, просим позволить вам замещать временно отсутствующего коллегу до момента его возвращения с больничного. Никто не знает, кто именно сотрудника выпишут, а значит, конкретные даты в заявлении прописать не получится. Здесь будет использоваться общая формулировка, предполагающая, что как только основной работник вернётся на место, замещение фактически завершится.

Следующим шагом мы подписываем всё вышеизложенное, ставим дату оформления заявления. Теперь документ можно передавать на рассмотрение своему непосредственному начальнику. Оперативность принятия решения будет зависеть от масштабов фирмы и срочности ситуации. В теории уже с завтрашнего дня вы сможете трудиться в новом формате.

Примерный образец