Заявление на предоставление гарантий для инвалидов – это документ, с которым работник предприятия, в недавнем прошлом получивший ту или иную степень инвалидности, может обратиться к работодателю, попросить о предоставлении всех полагающихся по закону социальных гарантий по месту работы. Сегодня мы разберемся, какие гарантии отечественный законодатель предусмотрел для работающих инвалидов, какова роль подобного заявления, как правильно его составить.

Инвалиды на работе

Совершенно очевидно, что любая форма инвалидности во многом ограничивает человека, в том числе и по части трудовой деятельности на работе. К сожалению, пособие по инвалидности не составляет так много, чтобы инвалид мог полностью отказаться от работы, а значит, ему он имеет физическую возможность трудиться и вместе с тем не имеет близких родственников, которые согласились бы его содержать, придется выходить на работу.

Трудовой кодекс Российской Федерации безо всякого сомнения является основным нормативным актом по теме трудовых правоотношений, однако существуют и иные законодательные документы. В частности, обратим внимание на 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Здесь законодатель устанавливает, что работодатель не имеет права платить полностью здоровым работникам больше, чем он платит инвалидам.

Несмотря на требование о равном уровне заработной платы, условия труда инвалида и обычного человека будут существенно отличаться. Например, инвалидам первой и второй группы можно трудиться не более тридцати пяти часов в неделю, а зарплата при этом получается полная. Также инвалидам предлагается пролонгированный ежегодный оплачиваемый отпуск не менее тридцати календарных дней. Более того, инвалиды могут брать и длительные отпуска за свой счет, не дожидаясь согласия от работодателя.

По всем вышеперечисленным причинам работодатели, а особенно частные, крайне неохотно принимают на работу инвалидов, так как понимают, что фактически их трудовая деятельность будет не столь интенсивной, как работа человека без ограничений по здоровью, а платить им придется столько же, а может даже и больше. Отечественный законодатель старается разрешить эти противоречия.

Роль заявления

По идее, каждый работодатель обязан предоставлять гарантии работникам-инвалидам по умолчанию, не дожидаясь их обращения с соответствующими заявлениями. Это правило следует из общих принципов отечественного законодательства.

Подобное заявление подаётся в тех случаях, когда работник узнал о своей инвалидности или стал инвалидом уже после подписания трудового договора, в период осуществления трудовой деятельности. Таким образом мы прилагаем к официальной бумаге документы, подтверждающие статус инвалидности, информируем работодателя о своём новом статусе.

Ещё одно назначение такого документа – это напомнить работодателя о имеющихся у него обязательствах перед своими сотрудниками, в том числе и инвалидами. Так, если организация не станет предоставлять все положенные по закону гарантии, кто-то из работников сможет обратиться с жалобой в Государственную инспекцию труда. Должностные лица ведомства обладают рядом полномочий, позволяющих им не только проводить проверки, но и привлекать нарушителей закона к ответственности.

Форма документа

Форма заявления на предоставление гарантий для инвалидов не утверждена на законодательном уровне ни одним правовым документом, а значит, работник-инвалид вправе сформировать обращение своими силами. При составлении документа нам следует руководствоваться общепринятыми правилами делового документооборота и обращать внимание на его структуру. В частности, официальная бумага должна состоять из шапки, основного содержательного блока и реквизитов. Это стандартная структура, по которой составляются все деловые документы во всех сферах без исключения. Шапка содержит в себе сведения относительно заявителя и получателя, а основной содержательный блок разъясняет саму суть обращения.

Написать текст можно как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Носителем информации должен выступить чистый лист бумаги формата А4. В качестве альтернативного варианта допускается воспользоваться бумагой А5.

Инструкция по составлению заявления

Заявление на предоставлении гарантий для инвалидов следует начать формировать с заполнения его шапки. В правом верхнем углу листа бумаги пропишем полное наименование компании-работодателя, ФИО и должность его руководителя. Затем здесь же, немного отступив вниз, обозначим ФИО работника, наименование занимаемой им должности.

Далее по тексту, немного отступив вниз, утверждаем, что являемся инвалидом первой, второй или третьей группы, прилагаем соответствующий подтверждающий документ. Следующим шагом просим предоставлять гарантии для инвалидов, предусмотренные законодательством. Ссылаться на отдельные положения 181-ФЗ нет никакой необходимости

В завершение работы с документом заверяем всё вышеизложенное автографом сотрудника с расшифровкой, ставим дату формирования официальной бумаги. Теперь, когда заявление полностью составлено, можно передавать его на рассмотрение. В частности, можно вручить итоговый вариант кадровику или директору.

Примерный образец