Заявление на отгул – это документ, в соответствии с которым сотрудник предприятия просит у работодателя в течение рабочего дня не присутствовать на рабочем месте. Вне зависимости от причин отсутствия, оформляться процедура должна документально.

Что такое отгул

Трудовой кодекс не содержит понятия «отгул». Этот термин пришёл из народной речи и повсеместно используется в трудовой сфере. Законодательство же определяет это как отпуск с сохранением заработной платы или без такового. Всё зависит от ситуации и причин пропуска работы.

На практике существует два вида отгулов – за свой счёт и за счёт работодателя. Оплачиваемый отгул имеет место, когда работник предварительно проявил себя на производстве. Это может быть:

  • выход на работу в законный выходной день. По закону в таком случае сотруднику положена двойная оплата труда или один дополнительный день к отпуску, который можно будет использовать в качестве отгула;
  • выход на работу во время нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске;
  • поощрение со стороны работодателя, если такой вид награды используется в организации;
  • сотрудник является донором.

Работник может взять выходной за свой счёт в любое время по своим личным, чаще всего семейным, обстоятельствам. Стоит отметить, что отгул оформляется в согласовании с работодателем. Не отпустить сотрудника на незапланированный выходной – это законное право руководителя. Однако такое положение касается не всех, и есть группы работников, которым отказать нельзя:

  • ветераны великой отечественной войны;
  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • и другие.

Также работодатель обязан отпустить любого сотрудника в связи с важными жизненными обстоятельствами, которые прямо указаны в законе. Их всего три: бракосочетание, рождение ребёнка и смерть близкого родственника. В этих случаях отпуск будет оформлен «без содержания».

Обязательно ли писать заявление

Заявление на отгул пишется работником в обязательном порядке. В противном случае не появление на работе будет расценено как прогул (отсутствие на рабочем месте в течение четырёх и более часов), а это является серьёзным нарушением трудовой дисциплины. Работодатель вправе применить к сотруднику дисциплинарное взыскание за такой проступок. Обычно используется выговор, но может и дойти до увольнения. Устное уведомление коллег о планируемой неявке на работу не будет являться основанием для предоставления отгула.

Даже если на отсутствующего без заявления работника составят акт о прогуле, он сможет оправдаться перед работодателем. Для этого необходимо будет предоставить документы, подтверждающие вескую причину прогула. Например, работник мог попасть в больницу или принимать участие в ОРМ в качестве понятого. Ситуации могут быть самыми разнообразными.

Когда писать заявление

Закон о труде ничего не говорит о сроках написания. В любом случае сделать это нужно заблаговременно. Чем раньше, тем лучше. Связано это с тем, что работодателю нужно будет придумать кем заменить отсутствующего сотрудника, внести изменения в график, издать соответствующий указ о предоставлении отгула. Для всех этих процедур требуется определённое время.

Конечно, в теории можно подать заявление и непосредственно в день планируемого отгула, но в таком случае шансы получить одобрительный ответ стремятся к нулю. Не стоит забывать, что окончательное решение стоит именно за руководителем организации-работодателя.

Веской причиной для предоставления сотруднику отгула в экстренном порядке может стать внезапно появившиеся семейные обстоятельства. В таком случае работодатель будет обязать отпустить работника.

Куда подавать бумагу

Вопрос об адресате заявления решается на каждом предприятии по-разному. Зависит это от размеров компании и организации работы. В небольших фирмах заявление можно отдать лично в руки руководителю. На больших предприятиях такие вопросы решаются, как правило, через отдел кадров. Уже кадровик, в свою очередь, передаст документ директору для принятия окончательного решения.

Объясняем, как написать документ «на пальцах»

Перед тем, как писать заявление самостоятельно, следует обратиться в кадровую службу. Зачастую в отделе кадров имеются в наличии фирменные формы для заявлений на отгул. Если таковых не нашлось, придётся изложить документ самостоятельно.

Законодательство не предусматривает для заявления на отгул какой-то обязательной формы и, как и другие схожие документы, прошение пишется в свободной форме. Необходимо лишь указать некоторые обязательные моменты. В любом случае даже при допущении ошибок бумага может быть принята работодателем.

Начать следует с заполнения шапки документа. В ней указываем, на чьё имя пишется заявление и от кого. Подавать документ следует на имя руководителя организации-работодателя. Указывается его ФИО, должность на предприятии и наименование организации. Чуть ниже та же самая информация отмечается о подающем заявление работнике. Информация о директоре пишется в родительном падеже, а о работнике в дательном. Имя и отчество можно изложить инициалами.

Далее посредине листа пишется слово «заявление». Сразу под ним начинается основная содержательная часть заявления. В ней необходимо указать следующие моменты:

  • в какой именно день необходимо взять отгул (отмечается число);
  • по какой причине. Указывать причину необязательно, если она не является основанием для обязательного одобрения заявления работодателем. Тем не менее обозначить причину стоит, так как руководитель тоже человек и может войти в положение;
  • далее следует отметить основание для отгула, если таковые имеются (ранее отработанное время). Если у работника нет дополнительных выходных дней, указываем отпуск за свой счёт.

Примерный образец заявления на отгул за свой счёт

На этом составление основного блока можно считать законченным. Осталось поставить дату подачи заявления и подпись работника (с расшифровкой).

Действия после подачи заявления

Дальше всё переходит в руки руководителя. От него зависит то, пойдёт работник в отгул или нет. В случае положительного ответа издаётся распоряжение на предоставление отпуска.