Заявление на отчисление из университета – это документ, с которым в деканат ВУЗа может обратиться любой студент, решивший прервать получение высшего образования. Сегодня мы разберемся, в каком порядке происходит отчисление из образовательного учреждения, какие причины чаще всего служат для принятия такого решения, как правильно сформировать соответствующую официальную бумагу.

Обучение в университете

Получение образования в университете представляет собой закономерный шаг на пути к получению той или иной профессии. Школьники, заканчивающие одиннадцать классов, претендуют на получение высшего образования, соответствующего диплома. Федеральный закон «Об образовании» и ряд иных нормативных правовых актов предусматривают несколько различных форм получения такой ступени образования. В частности, речь идёт об очной, заочной и очно-заочной формах. В первом случае студенту придётся ежедневно ходить на занятия, во втором – лишь закрывать сессии, а вот очно-заочная форма комбинирует образовательные методы.

Что касаемо продолжительности обучения, здесь всё зависит от конкретных образовательной программы и направления. Например, специалитет предполагает получение знаний в течение пяти лет к ряду, а вот для бакалавриата потребуется всего четыре. Болонская система, хоть и несколько потеряла свою актуальность в России, применяется по сей день. После бакалавриата студент может продолжить обучение в магистратуре.

Интересный факт: поступить в магистратуру можно по совершенно любому направлению вне зависимости от того, по какой специальности студент получал диплом бакалавра. Такая гибкость направлена на возможность освоение сразу нескольких профессий в усеченный временной промежуток.

Договор об образовании и отчисление

Если рассматривать процесс получения высшего образования с правовой точки зрения, то подобные правоотношения сводятся к одной из разновидностей оказания услуг. В частности, университет будет оказывать физическому лицу образовательные услуги. Отметим, что всё высшее образование в нашей стране платное, однако вопрос о том, кто именно будет вносить деньги на счет ВУЗа, остаётся открытым. Всего здесь имеется три варианта:

  • оплату обучения студент производит самостоятельно из своего кармана;
  • расходы по обучению берёт на себя то или иное предприятие (целевое);
  • обучение будет производиться за счет средств бюджета (бюджетное).

Если рассматривать обучение в университете как реализацию договора возмездного оказания образовательных услуг, то отчисление можно расценить как расторжение такого соглашения. Любое гражданско-правовой договор может быть расторгнут по инициативе одной из сторон в любой момент времени. Конечно, всегда есть свои подводные камни по части обязательств, однако не в нашем случае.

Отчислиться из университета студент может в любой момент времени по различным причинам. Отметим, что отчисление не ставит крест на высшем образовании гражданина, ведь в дальнейшем он сможет восстановиться в тот же самый ВУЗ либо уже в другой, причем не на первый курс. Для этого потребуется лишь подать соответствующее заявление, сдать определенный перечень экзаменов.

Форма документа

Заявление на отчисление из университета студент составляет в свободной форме в силу того, что ни один действующий ныне закон не обязывает использовать какие-то конкретные шаблоны. Конечно, большинство университетов стараются разработать собственные фирменные бланки, которыми могли бы воспользоваться студенты при необходимости, однако далеко не в каждом случае обучающимся удаётся добыть такой бланк. По идее, взять образец для заполнения можно в деканате или на официальном сайте ВУЗа.

Доводим до сведения, что пользоваться шаблоном университета необязательно, ведь всегда можно сформировать обращение в произвольном виде. Написать текст допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Оба варианта так или иначе допускаются к применению на практике.

Рассказываем, как составить заявление

Заявление на отчисление из университета мы начнем составлять с заполнения его шапки. В правом верхнем углу листа бумаги пропишем полное наименование образовательного учреждения, ФИО его ректора, а также юридический адрес головного офиса. Затем здесь же оставим ФИО студента, номер и наименование его группы.

Ниже по документу мы обращаемся к руководству университета, просим отчислить нас с такого-то числа по собственному желанию. Действительные причины для отчисления прописывать нет особой необходимости, если, конечно, речь не идёт об отчислении из университета в порядке перевода в другое образовательное учреждение. На практике же студенты покидают стены училища по самым различным обстоятельствам: семейное положение, необходимость устроиться на работу, невозможность совмещения иной деятельности с образовательным процессом и так далее.

Следующим шагом мы указываем дату составления официальной бумаги, оставляем свой автограф. На этом наша работа по составлению заявления подходит к завершению. В дальнейшем с документом будут работать уже сотрудники деканата. В частности, им потребуется указать номер группы, год зачисления на обучение, разрешить вопрос со стипендией и так далее. В конечном итоге заявление визируется подписью ректора или декана, на его основании издаётся соответствующий приказ об отчислении.

Примерный образец