Заявление на дубликат аттестата – это официальная бумага, с которой гражданин может обратиться в адрес образовательного учреждения, в котором когда-то получал среднее общее образование, попросить выдать ему дубликат аттестата по тем или иным причинам. Сегодня мы разберемся, в каких случаях граждане обращаются с заявлением на дубликат, как правильно его оформить, направить на рассмотрение.

Аттестат как документ

Аттестат представляет собой документ, подтверждающий, что гражданин в действительности получил среднее общее образование. Согласно положениям ФЗ «Об образовании» и ряда других нормативных актов каждый гражданин России обязан закончить школу, то есть иметь за плечами аттестат. Для тех людей, которые не желают получать высшее образование, школа была разделена на два уровня: средняя и старшая, девять и одиннадцать классов соответственно. Аттестат выдают по факту окончания и девятого, и одиннадцатого класса. В принципе, если человек решил поступить в ВУЗ, аттестат за девятый класс ему не особо то и нужен.

Школьный аттестат необходим для поступления в высшее или среднее специальное образовательное учреждение. Во-первых, это обязательный для приёма документ, а во-вторых, на основании оценок в аттестате руководство заведения проводит индивидуальный отбор кандидатов в абитуриенты. Таким образом, чем лучше оценки в аттестате, тем больше шансов поступить, в том числе и на бюджетное отделение.

Дубликат аттестата

Дубликат аттестата о среднем общем образовании следует отличать от его копии. Копия представляет собой вторичный экземпляр официальной бумаги, имеющий лишь ограниченную юридическую силу. Даже если заверить аттестат у нотариуса, он не будет иметь юридическую значимость оригинала. Дубликат – это, по сути дела, и есть оригинал, но во второй его итерации. Дубликат может быть оформлен лишь в том случае, если держатель по каким-то причинам утратил оригинальный аттестат. Прежняя версия аттестата утрачивает любую юридическую значимость, более не может никуда предъявляться.

Запросить дубликат аттестата можно в том же образовательном учреждении, что и выдавало вам оригинальный документ. Часто люди фактически живут и работают не в том населенном пункте, в котором оканчивали школу, а значит, посетить учебное заведение лично видится довольно проблематичной задачей. В таком случае придётся направлять заявление по почте заказным письмом. Срок доставки корреспонденции Почтой России будет зависеть от отдаленности населенных пунктов.

Причины оформления дубликата

По идее, получить дубликат можно лишь в том случае, если документ об образовании был утрачен, испорчен, то есть им фактически невозможно воспользоваться, нельзя никуда предъявить. Самыми распространёнными причинами можно назвать следующие:

  • смена фамилии, имени и отчества;
  • внесение в аттестат незаконной записи;
  • намокание, сожжение или порча документа об образовании;
  • утрата.

В тексте заявления гражданин в обязательном порядке должен указать причины оформления дубликата, ведь в противном случае школа попросту откажет в удовлетворении подобной просьбы.

Форма документа

Форма заявления на дубликат аттестата не утверждается на уровне федерального или регионального законодательства, однако может быть предложена самим средним общеобразовательным учреждением. Школа вправе разрабатывать и утверждать локальные акты, в одном из которых может быть закреплен шаблон для нашего заявления. К сожалению, подобная практика является скорее исключением, чем правилом, а значит, в подавляющем большинстве случаев нам придётся брать ситуацию в свои руки.

Написать заявление можно как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Способ исполнения содержания в нашем случае не так важен, ведь самое главное – донести суть вопроса. Носителем информации традиционно выступит чистый лист бумаги формата А4.

Рассказываем, как составить заявление

Все заявления в свободной форме составляются примерно по одной и той же структуре: шапка, основная содержательная часть, обращение с просьбой и реквизиты. Разберемся, как не допустить банальных ошибок.

Заявление на дубликат аттестата мы начинаем составлять с шапки. В правом верхнем углу листа бумаги пропишем ФИО руководителя общеобразовательного учреждения, занимаемую им должность, полное наименование организации, а также её юридический адрес. Далее по тексту в родительном падеже обозначим ФИО гражданина, выступающего заявителем, серию и номер его паспорта, место прописки. Не забываем оставить средства обратной связи: номер сотового телефона, адрес для почтовой корреспонденции или e-mail.

Ниже по документу мы обращаемся к руководству школы, просим выдать вам дубликат аттестата в связи с его утратой/порчей/внесением незаконной записи и так далее. В обязательном порядке указываем, на чьё имя был выдан аттестат, когда он был выдан, его регистрационный номер и прочие реквизиты.

Следующим шагом заверяем всё вышеизложенное подписью заявителя, ставим дату его оформления. Теперь наше заявление можно полностью сформированным, готовым к передаче на рассмотрение.

Примерный образец

Срок рассмотрения обращения – тридцать календарных дней. По факту окончания этого срока вы должны получить по почте дубликат аттестата.