Соглашение о намерениях – это официальная бумага, в соответствии с которой стороны предварительно определяют права и обязанности сторон договора до его подписания. Процесс происходит в рамках подготовки проекта договора.

Когда имеет место

Стороны вынуждены прибегать к составлению соглашения о намерениях в тех случаях, когда процесс разработки проекта договора затягивается, а контрагенты не могут прийти к общему знаменателю по многим вопросам. Каждый успешный, устраивающий всех, компромисс фиксируется на бумаге, а затем и переносится в договор.

Отметим, что выполнять обязательства, прописанные в соглашении о намерениях, можно и до подписания договора несмотря на то, что официальная бумага не порождает никаких прав и обязанностей для сторон и их представителей.

Роль соглашения

Как уже было упомянуто ранее, соглашение не порождает для контрагентов прав и обязанностей. Основное его назначение – это выражение серьёзных намерений на сотрудничество. Документ является частью деловой переписки между предприятиями, собирающимися начать взаимовыгодные отношения. Этап разработки проекта договора может длиться неограниченное количество времени. Большинство положений, прописанных в многочисленных соглашениях о намерениях, перейдут в основной договор, станут обязательными для исполнения.

Распространение

Соглашение о намерениях получило широкое распространение в сфере строительства, когда в процессе возведения здания (строения) участвует сразу несколько контрагентов. Речь идёт о генеральном подрядчике, заказчике, субподрядчике, проектной организации. На практике заказчик заблаговременно подбирает партнёров и подписывает с ними соглашения о намерениях, чтобы, когда уже дело дошло непосредственно до работы на объекте, процесс шел полным ходом.

Необходимо учесть, что судебные споры по прописанным в соглашении о намерениях пунктам имеют крайне противоречивый характер. Невозможно привлечь лицо к ответственности за неисполнение оставленных в документе обязательств. Исключением является ситуация, в которой контрагент уже начал выполнять свою часть сделки. Вторая сторона обязана будет оплатить его работу, материалы и компенсировать убытки.

Кто составляет соглашение

В силу того, что соглашение о намерениях не является обязательной для подписания договора официальной бумагой, закон не определяет конкретную сторону, в обязанности которой войдёт его составление. Это может быть представитель любого из контрагентов. Отметим, что количество участников договорённостей может быть более двух. Обычно эту задачу поручают опытному лицу, имеющему представление о работе с официальными бумагами. Рекомендуется отдать проект документа на проверку юристу в сфере договорного права. Специалист проверит соглашение на момент ошибок по форме и содержанию.

Как бы то ни было, документ заверяется автографами представителей организаций. Полномочия лица должны подтверждаться соответствующей официальной бумагой. Если речь идёт об организации, то это будет устав общества (для директора) или оформленная от имени руководителя компании доверенность. Для ИП и физических лиц, не занимающихся коммерческой деятельностью – паспорт гражданина.

Форма документа

Напоминаем, что Гражданский кодекс РФ устанавливает принцип свободы договора, в соответствии с которым любая официальная бумага гражданско-правового характера, имеющая своей целью урегулировать правоотношения между сторонами, может быть написана в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Сложившаяся к настоящему моменту практика документооборота выработала определённые критерии, которым соглашение должно соответствовать. К ним относят:

  • соблюдение официально-делового стиля языка;
  • обозначение всех необходимых реквизитов (дата, номер);
  • указание конкретные намерений, которые контрагенты собираются воплотить в жизнь;
  • подписание представителями сторон;
  • расшифровка оставленных на бумаге автографов (фамилия и инициалы).

Соглашение обычно пишется на чистом листе бумаги формата А4 или А5. Исполнить текст допускается одним из двух стандартных для документооборота способов: рукописным с помощью синей или чёрной шариковой ручки и машинописным при помощи компьютерных средств. Решение принимает ответственное за составление документа лицо с оглядкой на особенности документооборота на предприятии. По общему правилу юридическое значение бумаги не может зависеть от варианта написания текста. Тем не менее всё же рекомендуется отдать предпочтение именно печатному методу, так как всего должно быть составлено как минимум 2 экземпляра, а компьютерную версию легче откопировать для заверения автографами.

Рассказываем, как составить соглашение о намерениях

Первым делом обратим внимание на реквизиты документа. По центру страницы прописываем наименование официальной бумаги, затем оставляем дату и место её написания.

Следующий шаг – указание данных об организациях и их представителях. Здесь необходимо прописать полное наименование компании с указанием её организационно-правовой формы, ФИО представителя и оставить ссылку на уполномочивающую официальную бумагу, позволяющую заверять подобные бумаги.

Ниже по документу берёт своё начало основной блок с перечислением всех промежуточных договорённостей, к которым пришли стороны. Количество пунктов не ограничено. Имеет смысл прописать положение о количестве составленных экземпляров настоящей официальной бумаги. Это поможет при возникновении недопониманий в будущем.

Примерный образец

На этом моменте соглашение о намерениях можно считать полностью составленным. Можно переходить к подписанию представителями сторон. Напоминаем, что все оставленные на бумаге автографы должны быть в обязательном порядке расшифрованы (фамилия и инициалы).

<
Предыдущий материал
Следующий материал
>