Служебная записка на удержание из заработной платы – это документ, с которым сотрудники предприятия могут обратиться к руководителю компании с инициативой по удержанию из зарплаты работника денежных средств. Сегодня мы расскажем, в каких случаях может потребоваться подобная официальная бумага, кто её составляет, как правильно её оформить.

Удержания из зарплаты

Трудовой кодекс Российской Федерации запрещает работодателю удерживать денежные средства из заработной платы своих работником по любым основаниям, кроме выплаты НДФЛ и судебных исполнительных документов. Налоги за своих сотрудников организации выплачивают самостоятельно. Что касаемо исполнительных документов, более подробную информацию можно подчерпнуть в ФЗ «Об исполнительном производстве». Если подчинённый задолжал денег, а суд это подтвердил, взыскатель имеет право обратиться к работодателю с исполнительным документом, потребовать удерживать часть заработной платы в свою пользу в счет исполнения обязательств.

Во всех остальных случаях удерживать деньги из зарплаты категорически запрещается. Если работник по ошибке бухгалтера получил лишнюю зарплату, не отгулял отпуск, в который уже ушел, или иным способом завладел денежными средствами, которые не принадлежат ему на законных основаниях, организация не сможет взыскать их в принудительном порядке. Здесь открывается две опции: попросить сотрудника написать служебную записку на удержание из заработной платы от своего имени либо подавать на него в суд со всеми подтверждающими документами.

Вариант со служебкой выглядит значительно проще в исполнении, однако далеко не всегда работники согласны отвечать взаимностью на подобные предложения работодателя. В любом случае без записки процедура не получит своего развития.

Служебная записка

Служебная записка на удержание из заработной платы может подаваться как непосредственно самим сотрудником, получившим лишние денежные средства, так и кем-то из руководящего состава организации. Разберемся, как эти случаи выглядят на деле.

В первой ситуации всё знакомо и прозаично. Представители организации в устной форме разъясняют работнику, что он необоснованно завладел принадлежащими не ему денежными средствами, должен их возвратить, предлагают самостоятельно и добровольно составить соответствующую служебную записку. Если человек согласен, он формирует служебку, передаёт её на рассмотрение директору или главбуху, а те в свою очередь на её основании проводят удержание. В частности, директору потребуется издать соответствующий приказ, а бухгалтеру – провести финансовые операции через бухгалтерию.

Рассмотрим второй вариант, когда со служебкой обращается другой человек. Как правило, это кто-то из представителей бухгалтерии либо непосредственный руководитель сотрудника, получивший лишние деньги. Служебка всё так же адресуется директору. В ней исполнитель разъяснит руководителю сложившуюся ситуацию, выразит необходимость удержать из зарплаты человека часть денежных средств по тем или иным основаниям. В дальнейшем уже директор поручит кадровику провести с подчинённым беседу, убедить его сформировать свою служебку, решить вопрос мирным путём.

Форма документа

Форма служебной записки на удержание из заработной платы не утверждается на законодательном уровне, что позволяет формировать её в произвольном виде. Это крайне удобно, ведь работникам не придётся тратить лишнее время на поиск актуальных ныне шаблонов. Следует иметь в виду, что каждая организация обладает возможностью самостоятельно сформировать бланк и закрепить его на локальном уровне. Использование фирменных бланков компании делает её документооборот более целостным и единообразным.

Как бы то ни было, если в вашей фирме ничего о фирменных бланках не слышали, всегда модно составить служебку в свободной форме. Для этого нам потребуется обзавестись чистым листом бумаги формата А4, чёрной или синей шариковой ручкой. В качестве альтернативного варианта допускается исполнить документ в печатном виде.

Инструкция по составлению служебки

Служебная записка на удержание из заработной платы является деловой бумагой, а значит, должна формироваться в соответствии с общепринятой структурой. В частности, речь идёт о шапке, основном содержательном блоке с обращением к директору и разъяснением сути вопроса, дате формирования и подписи ответственного сотрудника. Разберемся, как правильно всё оформить.

Шапка размещается в правом верхнем углу листа бумаги. Здесь мы должны прописать, кому и от кого заявляется служебка. В дательном падеже пропишем ФИО директора фирмы, её полное наименование с указанием на организационно-правовую форму. Затем в родительном падеже обозначим ФИО и должность сотрудника, заявляющего служебку.

Ниже по документу уважительно обращаемся к руководителю и поэтапно разъясняем сложившуюся ситуацию. Утверждаем, что работник компании по тем или иным причинам получил лишние денежные средства, которые ему не принадлежат, выражаем необходимость возвратить их обратно в бюджет фирмы. Если служебка составляется от имени самого работника, из зарплаты которого должны удерживать средства, соглашаемся на удержания в соответствии с нормами ТК РФ.

В завершение работы с документом ставим дату его формирования, а также заверяем всё вышеизложенное подписью исполнителя с расшифровкой (фамилия и инициалы). В таком виде служебку можно назвать полностью сформированной и готовой к передаче на рассмотрение.

Примерный образец