Приказ по результатам инвентаризации – это распорядительный документ, в соответствии с которым руководитель утверждает итоги инвентаризации и принимает необходимые решения.

Инвентаризация

Инвентаризация – это процедура учёта имущества организации, находящегося на её балансе. Может быть запланированной или внеплановой. Внеплановая инвентаризация имеет место при различных стихийных бедствиях или антропогенных авариях для формирования общего понимания о состоянии имущества на складе.

Как проводится

Для проведения инвентаризации руководитель формирует специальную инвентаризационную комиссию, состоящую как минимум из трёх человек. Выбранные сотрудники, как правило, занимают руководящие должности в организации. Среди них всегда присутствует главный бухгалтер. Именно он и назначается председателем комиссии.

Документальное оформление

Председатель комиссии документально фиксирует весь ход процедуры в специальном учётном документе – акте инвентаризации. Конкретная форма официальной бумаги будет зависеть от вида имущества, подвергающегося проверке. В завершение всей процедуры директор, основываясь на предоставленном акте, утверждает итоги инвентаризации.

Результаты инвентаризации

Роль приказа по результатам инвентаризации тяжело переоценить. Он является завершающим документом во всей процедуре. Именно на основании распоряжения бухгалтерия сможет внести соответствующие изменения в учётную документацию предприятия. Какое-то имущество может быть списано. Необходимо учесть, что любое снятие имущества с баланса фирмы должно оформляться соответствующими документами и иметь под собой законное обоснование. Такая отчётность обусловлена тем, что снятие имущества с баланса влечёт за собой уменьшение налогооблагаемой базы компании. Налоговая инспекция может заинтересоваться законностью процедуры.

Также по итогам инвентаризации могут быть приняты различные управленческие решения, в том числе решения по личному составу. Речь идёт о распоряжениях в отношении ответственных за имущество сотрудников. Если работник допустил утрату вверенных ему товарно-материальных ценностей, он может быть привлечён к материальной ответственности на основании заключённого договора о полной материальной ответственности. Если выяснится, что имущество было присвоено или растрачено умышленно, дело может дойти до органов внутренних дел. Присвоение и растрата преследуются по уголовному закону. В отношении виновных может быть принято решение о применении дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения.

Кто пишет и исполняет приказ

Любой распорядительный акт организации издаётся от имени её руководителя, однако это не означает, что директор всегда лично пишет распоряжения. Начальник в устной форме поручает эту задачу одному из своих подчинённых, обладающему общими навыками работы с официальными бумагами. Это может быть бухгалтер, кадровик, секретарь или юрист. Руководитель получает на подпись уже итоговый вариант приказа.

Под исполнением приказа понимают фактическую реализацию закреплённых в нём положений. В настоящем случае исполнение распоряжения будет носить комплексный характер и варьироваться от случая к случаю. Приказ по итогам инвентаризации может содержать самые различные распоряжения, исполнение которых потребуют усилий нескольких сотрудников фирмы.

Форма документа

На сегодняшний день не существует общеобязательного унифицированного бланка для составления приказа по результатам инвентаризации. Настоящее распоряжение пишется на предприятии в свободной форме. Необходимо учесть, что к документу в свободной форме также предъявляются определённые требования, такие как:

  • деловой стиль языка;
  • обозначение реквизитов;
  • подписание уполномоченными лицами;
  • наличие основания и обоснования;
  • конкретная структура официальной бумаги.

Написать распоряжение рекомендуется на фирменном бланке организации, так как на нём по умолчанию изложены необходимые сведения о компании. Если такового не оказалось, всегда можно воспользоваться чистым листом бумаги формата А4 и прописать реквизиты вручную.

Исполнить текст приказа допускается одним из двух стандартных способов: от руки с помощью шариковой ручки и в печатном виде при помощи компьютерных средств. Выбор лежит на плечах составляющего работника. Следует отметить, что способ изложения текста ни коим образом не влияет на юридическую силу документа.

Объясняем, как правильно составить приказ

В шапке документа указываем наименование организации со ссылкой на организационно-правовую форму (ОАО, ООО). Ниже по документу посередине листа бумаги пишем слово «приказ», присваиваем ему номер для внутреннего документооборота в компании. Затем оставляем дату составления распоряжения и населённый пункт, в котором находится головной офис фирмы.

Переходя к основной части, необходимо сослаться на проведённую инвентаризацию и документ, закрепляющий её итоги. Эти положения указываются в качестве обоснования издания приказа. Далее с нового абзаца пишется слово «приказываю» и по пунктам перечисляются следующие положения:

  • утверждаем результаты инвентаризации. Указываем даты её проведения, ссылаемся на акт инвентаризации;
  • отдаём распоряжения главному бухгалтеру внести соответствующие изменения в учётную документацию фирмы;
  • если имеют место нарушения, недостача, следует распорядиться о применении к виновным дисциплинарных взысканий (выговор, увольнение) или о привлечении к материальной ответственности;
  • если того требует ситуация, можно инициировать процедуру проведения служебного расследования. Рабочая группа выяснит причину исчезновения товарно-материальных ценностей.

Примерный образец

На этом составление приказа подходит к своему логическому завершению. Необходимо ознакомить с его содержанием всех перечисленных в тексте сотрудников под подпись (с расшифровкой). Также на официальной бумаге должен появиться автограф директора компании. Как только все подписи будут проставлены, бухгалтерия сможет завершить процедуру инвентаризации, внеся соответствующие записи в документацию.