Приказ о совмещении должностей – это распорядительный документ, в соответствии с которым один сотрудник предприятия будет занимать сразу две единицы в штатном расписании организации. Процедура всегда оформляется соответствующими официальными бумагами.

Совместительство и совмещение

Первым делом хотелось бы провести разграничение между понятиями «совместительство» и «совмещение». Под первым понимается выполнение обязанностей в свободное от основной работы время с оформлением отдельного трудового договора, а под вторым – выполнение работ по двум должностям одновременно в течение рабочего дня. При чём подписывать отдельный трудовой договор при совмещении не нужно.

Правовая регламентация совмещения содержится в статье 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации. Норма подробно описывает все тонкости работы в таком формате, а также особенности процедуры назначения и отказа от дополнительной работы.

Процедура

Работа на двух должностях одновременно не может осуществляться на основании желания лишь одной из сторон трудового договора. Трудовая функция сотрудника – это один из важнейших элементов трудового договора. Следовательно, вносить любые изменения в этот блок можно исключительно по обоюдному согласию. Инициатором может выступить как работник, так и работодатель. Сотрудник должен будет написать соответствующее заявление на имя директора с предложением о предоставлении ему второй должности. Согласие подчинённого всегда должно носить официальный письменный характер, но ни в коем случае не устный.

Распространение

Как правило, совмещение должностей практически всегда носит временный характер. Такая необходимость может возникнуть в силу болезни или отсутствия основного работника на рабочем месте по другим причинам. Пожалуй, самым распространённым поводом для совмещения является отпуск по беременности и родам и вытекающей из него отпуск по уходу за ребёнком. Молодая мама в течение всего времени нахождения в декрете будет числиться работником компании, и её обязанности должен кто-то выполнять. Не всегда работодатель имеет возможность привлечь на вакантное место временного сотрудника, следствием чего является предложение о совмещении одному из уже имеющихся подчинённых.

Основание и обоснование

Любой приказ руководителя организации должен стоять на основании и обосновании. Под первым принято понимать ссылку на какой-либо нормативно-правовой акт или иной документ. В нашем случае речь пойдёт о статье 60.2 ТК РФ и заявлении от работника. Под вторым понимают объяснение наличных причин принятия решения (болезнь, отпуск, увольнение). Без упоминания этих двух аспектов распоряжение не будет обладать должной юридической силой.

Кто пишет распоряжение

Следует отметить, что руководители предприятий крайне редко составляют свои распоряжения лично. Обычно эта задача в устной форме поручается кому-то из подчинённых: бухгалтеру, кадровику, юристу или секретарю. Конкретный сотрудник выбирается по ситуации. В теории написать приказ может абсолютно любой человек, обладающий общими навыками работы с официальными бумагами, понимающий, что представляет собой распорядительная документация. Директор получает на стол уже итоговый вариант, проверяет его и, если его всё устраивает, заверяет своим автографом.

Форма документа

В настоящий момент времени любая распорядительная бумага может быть написана в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Приказ о совмещении должностей относится именно к этой категории документов и не является исключением из общего правила.

Отметим, что свободная форма распоряжения также в свою очередь предъявляет к его содержанию определённые требования, а именно:

  • деловой стиль языка;
  • обозначение реквизитов (дата, номер, место);
  • подписи всех упомянутых в тексте лиц;
  • все оставленные автографы подлежат расшифровке;
  • наличие основания и обоснования.

Написать приказ рекомендуется на фирменном бланке организации или на чистом листе бумаги формата А4. Исполнить содержание можно одним из двух стандартных способов: от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Это решение принимается руководителем организации с учётом особенностей документооборота в компании. По общему правилу юридическая сила официальной бумаги не может зависеть от способа написания текста.

Объясняем, как написать приказ «на пальцах»

Первым делом следует разобраться с реквизитами. В верхней части листа бумаги прописываем полное наименование организации-работодателя со ссылкой на его организационно-правовую форму (ОАО, ПАО). Далее присваиваем настоящему приказу уникальный номер для хранения и документооборота согласно утверждённой номенклатуре дел, оставляем дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) его составления.

Следующим шагом прописываем мотивировку, обозначая основание и обоснование. В качестве обоснования ссылаемся на ст. 60.2 ТК РФ, а в обоснование прописываем реальную причину. Затем с красной строки пишем слово «приказываю» и по пунктам утверждаем следующие положения:

  • возлагаем обязанности по одной должности в штатном расписании на сотрудника компании (ФИО, должность);
  • обозначаем срок совмещения, если мероприятие носит временный характер;
  • отдаём распоряжение бухгалтерии начислять заработную плату с учётом настоящего приказа;
  • возлагаем контроль за исполнением распоряжения на одного из подчинённых. В теории эти полномочия может взять на себя руководитель лично.

Примерный образец

На этом моменте процесс составления приказа подходит к завершению. Осталось лишь заверить его автографами всех без исключения упомянутых в тексте лиц. Главные подписи принадлежат, безусловно, директору и работнику. Распоряжение должно храниться вместе с другой документацией схожего характера согласно утверждённой номенклатуре дел.