Претензия поклажедателю – это официальная бумага, с которой хранитель обращается в адрес контрагента в случае уклонения от исполнения взятых на себя договорных обязательств. В рамках настоящего текста мы рассмотрим, какими нормами регулируются правоотношения между участниками договора хранения, по какому поводу можно выставить претензию поклажедателю, как правильно её сформировать и передать на рассмотрение.

Обязанность поклажедателя

Поклажедателем именуется сторона договора хранения, которая и передаёт имущество хранителю. По условиям соглашения поклажедатель имеет за собой два обязательства: заплатить обусловленную денежную сумму и забрать товар при окончании срока действия сделки. Таким образом именно по этим двум основаниям и можно заявить претензию.

На практике случаются ситуации, когда контрагент уклоняется от получения своего имущества назад по тем или иным причинам, не выходит на связь, не берёт трубки. Если срок действия договора подошел к концу, а поклажедатель не предпринимает действий, направленных на возврат материальных ценностей, хранитель вправе выставить ему претензию. Так, претензия поклажедателю прямо упоминается в части второй статьи 899 Гражданского кодекса РФ. Предполагается, что хранитель направляет своему деловому партнёру письменную претензию, ждёт 30 календарных дней. Если и в таком случае ответной реакции не последовало, допускается реализовать хранимое имущество, передать вырученные денежные средства поклажедателю. Закон позволяет хранителю оставить себе часть денег в качестве компенсации затрат, связанных с реализацией материальных ценностей.

Претензионный порядок

Как можно понять из правового анализа норм действующего законодательства, претензия в случае возникновения спора между поклажедателем и хранителем является обязательной официальной бумагой. Если продать ТМЦ без предупреждения, оставить их себе или попросту утилизировать, это будет нарушением гражданских прав лица. Сам факт того, что контрагент не явился забрать своё имущество вовремя, не даёт возможности для его отчуждения в пользу делового партнёра.

Ненадлежащее исполнение договорных обязательств является основанием для начисления неустойки в качестве штрафной санкции. Что касаемо договора хранения, здесь не существует установленной законом неустойки, как это предусмотрено в других разновидностях соглашений. Так, если контрагенты не условились о неустойке при заключении договора, ни о каких штрафных санкциях в виде пени или единоразового штрафа речи идти не может.

Как отправить

В силу того, что претензия поклажедателю является обязательным документом с точки зрения законодательства, у хранителя на руках должно остаться подтверждение самого факта выставления требований контрагенту. Необходимо это для того, чтобы в дальнейшем, если поклажедатель объявится, снять с себя дополнительную ответственность. В качестве подтверждающих бумаг могут выступить два документа: почтовое уведомление о вручении претензии (или копия почтового реестра), заверенный представителем контрагента экземпляр.

Второй вариант рассматривать нет смысла, так как если поклажедатель уклоняется от получения своего имущества, вероятность того, что он заверит претензию своим автографом стремится к нулю. Самым лучшим выходом из ситуации будет направить заказное письмо, воспользовавшись услугами Почты России. В силу того, что между организациями заключен договор, они обладают информацией друг о друге. В любом случае всегда можно актуализировать сведения, запросив выписку из реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей через официальный сайт ведомства.

Инструкция по составлению претензии

Претензия поклажедателю, равно как и любой другой документ из разряда претензий, заполняется с шапки. В правом верхнем углу листа бумаги нам потребуется указать информацию о сторонах сделки, отправителе претензии и её адресате. Если речь идёт о юрлицах, обозначим полные наименования предприятий, ФИО и наименования должностей руководителей, юридические адреса. В случае с индивидуальными предпринимателями укажем их ФИО, ИНН, ОГРН, адреса постановки на учёт в налоговом органе. Здесь же заявитель должен оставить средства обратной связи: номер сотового телефона, адрес электронной почты или адрес для корреспонденции.

Ниже по документу переходим к оформлению основного структурного блока, в котором сошлёмся на сам факт заключения договора хранения со ссылками на его реквизиты (дата подписания, уникальный номер). Разъясняем, кто из участников правоотношений выступает в роли хранителя и поклажедателя, кратко расставляем все точки над «i» в следующих вопросах:

  • предмет хранения;
  • сроки хранения;
  • цена договора;
  • предусмотрена ли неустойка.

Далее обозначаем, что срок хранения по договору истёк, однако поклажедатель не предпринимает никаких действий по получению товарно-материальных ценностей назад. Ссылаемся на статью 899 Гражданского кодекса РФ, требуем забрать имущество в течение тридцати календарных дней, ведь в противном случае вы будете вынуждены его реализовать. В принципе, срок на рассмотрение можно установить любой и прямо прописать его в тексте претензии. Как правило, в большинстве случаев используют стандартные тридцать календарных дней.

Примерный образец

Претензия заверяется представителем хранителя, уполномоченным на то уставом, паспортом ИП или доверенностью. Полностью готовый вариант отправляем контрагенту на рассмотрение.