Претензия по неуплате арендной платы – это документ с определенной юридической силой, который арендодатель может заявить в адрес арендатора в случае невнесения оным платы по условиям соглашения. Рассматриваем процесс расторжения договора аренды с точки зрения норм действующей редакции Гражданского кодекса, приводим инструкцию по составлению претензии, её заявлению в суд.

Договор аренды

Договор аренды подразумевает гражданско-правовое соглашение, в рамках которого одна сторона передаёт другой тот или иной объект гражданских правоотношений в пользование. Сдать в аренду можно как движимое, так и недвижимое имущество. В случае с арендой помещений следует иметь в виду, что договор, предметом которого является квартира или жилой дом, не будет считаться арендным. Большинство граждан заблуждаются, полагая, что сдают свои квартиры в аренду, однако это будет являться договором найма жилого помещения. Об этом нам говорят положения Жилищного и Гражданского кодексов РФ.

Так, жилое помещение предназначено исключительно для проживания, осуществлять в нём предпринимательскую или иную некоммерческую деятельность можно лишь при соблюдении ряда условий. Так, можно заметить, как торговые организации арендуют квартиры на первых этажах жилых домов, а вход в офис компании располагается с другой стороны от подъездов.

Арендная плата

Арендная плата – это обязательный элемент сделки по передаче прав пользования на тот или иной объект, ведь соглашение по умолчанию признаётся возмездным, то есть за определённую денежную плату. О периодах и конкретных значениях стороны вправе условиться в индивидуальном порядке. Так, например, арендную плату можно вносить не каждый месяц, а один раз в неделю, триместр, квартал, полгода и так далее. Также допускается разработать систему гибкой арендной платы, когда размер платежа будет уменьшаться по ходу исполнения обязательств. Например, после первых полугода аренды размер платы снизится на 10 процентов. Подобные условия часто можно встретить в предпринимательской деятельности.

Арендатор, вне зависимости от того, какой именно объект он арендует, обязан вносить плату регулярно, в твёрдой сумме по определённым числам месяца (чаще всего в качестве расчетного периода используется именно месяц как наиболее удобный для всех сторон промежуток времени). Невнесение платы единожды ещё не является основанием для расторжения договора, а вот две просрочки и более – повод для обращения с претензией по завершению арендных правоотношений. Более того, недобросовестный арендатор будет обязан выплатить своему контрагенту не только деньги за аренду, но и убытки в виде упущенной выгоды.

Состояние объекта

Гражданский кодекс не обделил вниманием и состояние арендуемого объекта. Так, арендатор ни в коем случае не должен его ухудшать (намеренно или ненамеренно). Речь не идёт о естественном износе какого-либо предмета материального мира или ремонта жилого помещения в целом. Арендатор вправе выставить претензию и по поводу порчи его имущества. Более того, помещения чаще всего передаются в аренду не в «голом» виде, а с некими элементами интерьера: мебель, декор, осветительные приборы и так далее. Арендодатель вправе оценить размер причинённого ущерба самостоятельно или при помощи компании, предоставляющей услуги независимой оценки, выставить счёт арендатору.

Обращение с претензией

В силу того, что арендатором в сделке чаще всего выступает индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, обойтись без надлежащим образом оформленной претензии обойтись не выйдет. Вероятнее всего дело может дойти до суда, а споры между субъектами предпринимательской деятельности рассматривают арбитражные суды по правилам Арбитражного процессуального кодекса. Нормативный правовой акт предусматривает соблюдение обязательного претензионного порядка. Это значит, что орган правосудия попросту откажется принять поступившее исковое заявление, если в качестве приложения к нему не будет оформлена претензия, доказательство её получения ответчиком.

В качестве доказательства получения можно использовать почтовое уведомление, если официальная бумага направлялась для ознакомления почтой, либо экземпляр претензии с автографом представителя арендатора.

Инструкция по составлению претензии

Первый элемент претензии, которому мы уделим внимание, - это шапка. В правом верхнем углу листа бумаги прописываем, кому подаётся документ, от кого. Для этого укажем сведения о сторонах сделки. Если это физлица, обозначаем их ФИО, серии и номера паспортов, места прописки. Для юрлица отметим полное наименование, организационно-правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес.

Ниже по документу ссылаемся на договор аренды, заключенный между лицами, кратко разъясняем его условия: что передаётся в аренду, каков порядок выплаты арендой платы и так далее. Следующим шагом утверждаем, что арендатор не исполняет взятые на себя обязательства надлежащим образом, не вносит арендную плату в течение определённого времени. Потребуется указать, сколько конкретно периодов было пропущено, на какую общую сумму образовалась задолженность.

В завершение работы с претензией мы обращаемся к представителю арендатора, выставляем требование по погашению задолженности в тридцатидневный срок. Если денежные средства так и не поступят, можно переходить к формированию искового заявления. О том, как правильно составить иск в отношении арендатора, мы уже рассказали в другом нашем материале, опубликованном на сайте.

Примерный образец