Претензия на возврат денег – это документ, с которым один субъект правоотношений может обратиться к другому для получения определённой денежной суммы обратно. Сегодня мы рассмотрим разновидности претензий по такому основанию, разберёмся в правовой основе вопроса, расскажем, как правильно составить официальную бумагу и предъявить на рассмотрение.

Возврат денежных средств

Возврат денежных средств от одного лица другому с точки зрения действующего законодательства можно квалифицировать как неосновательное обогащение, возникшее из договорных обязательств или без таковых. Так, речь может идти практически о чём угодно:

  • переплата по коммунальным услугам;
  • возврат предоплаты по договору при отказе от исполнения его условий;
  • ошибка при переводе денежные средств с одного банковского счёта не другой;
  • и так далее.

Предполагается, что сторона, неосновательно обогатившаяся за счёт другой, обязана по первому требованию возвратить полученные денежные средства. В ряде случаев получатель денежных средств даже не знает, кто ему их отправил. Такая ситуация возникает при банковском переводе, когда адресату доступна лишь часть номера банковского счёта.

Претензионная процедура

Претензионная процедура разрешения вопроса предполагает мирное урегулирование конфликта, без привлечения органов государственной власти или суда. В дальнейшем заявитель претензии сможет обратиться с исковым заявлением в суд общей юрисдикции, если его законные требования не удовлетворят в добровольном порядке. Гражданский процессуальный кодекс и ряд других нормативных правовых актов выделяют массив разновидностей споров, для обращения с которыми в суд потребуется соблюдение претензионного порядка, однако наша ситуация в данный перечень не попадает.

Даже если адресат претензии откажется удовлетворять выдвинутые в его адрес требования в добровольном порядке, заявитель сможет обратиться в суд с исковым заявлением. Дело будет принято к производству, судья рассмотрит все имеющиеся обстоятельства и вынесет справедливое решение.

Обращение в коммунальную службу

Часто подобные претензии поступают от потребителей в адрес коммунальных организаций. В результате ошибки при вводе данных или вследствие произведённого по лицевому счёту перерасчёта на балансе могут оказаться лишние денежные средства. В принципе, человек может оставить их на своём лицевом счёте в качестве переплаты, однако он также имеет полное право возвратить их. Организация обязана обработать претензию в течение тридцати календарных дней, удовлетворить её.

В данных правоотношениях сработают положения ФЗ «Об обращениях граждан», обязывающие юридические лица отвечать на все поступающие в их адрес документы, удовлетворять их при наличии законных оснований. Если порядок будет нарушен, юридическое лицо подвергнется административной ответственности.

Договорные отношения

Во взаимоотношениях между контрагентами также случаются ситуации, когда одна сторона необоснованно завладевает денежными средствами другой:

  • недопоставка товара по договору поставки;
  • отказ от исполнения условий договора;
  • оказание услуг или выполнение работ в меньших объёмах, нежели было прописано в договоре.

В каждом из вышеперечисленных случаев речь пойдёт о неосновательном обогащении, следовательно, претензия должна подтолкнуть контрагента к возврату денег.

В моменте возникновения конфликтных ситуаций между субъектами предпринимательского права такие споры рассматриваются арбитражными судами, где соблюдение претензионного порядка является обязательным. Здесь сразу же обратиться в орган правосудия с исковым заявлением не выйдет.

Форма документа

Форма любой претензии, досудебной или же нет, признаётся на сегодняшний день свободной. Граждане не обязаны использовать какие-то общеобязательные унифицированные бланки, ведь их не существует вовсе. Исполнить документ допускается от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, а также в машинописном виде при помощи компьютерных средств.

Инструкция по формированию претензии

Начинаем формирование претензии с шапки, в которой потребуется отметить полное наименование организации-получателя, ФИО и должность её руководителя и юридический адрес, а если адресатом выступает физическое лицо, то его ФИО и все прочие известные вам данные. Здесь же мы оставим ФИО отправителя, серию и номер его паспорта, место прописки, а также номер сотового телефона для связи.

Следующим шагом приступаем к оформлению основного структурного блока. В этой части потребуется разъяснить с нормативной точки зрения позицию по вопросу возврата денежных средств. Если речь идёт о договорных отношениях, мы отметим, что имело место заключение договора, в рамках исполнения которого одна сторона без законных оснований оказалась держателем денежных средств другой. С переплатой по коммунальным платежам ситуация будет примерно аналогичной.

Ниже по документу берёт своё начало завершающий элемент претензии, в котором заявитель должен выдвинуть требования к её адресату. Так, мы требуем возвратить переданные ранее денежные средства в твёрдой сумме.

Примерный образец

Заверяем официальную бумагу своим автографом с расшифровкой, передаём на рассмотрение любым способом из доступных: нарочно (лично в руки представителю получателя) или посредством услуг Почты России, заказным письмом с уведомлением о вручении. Ждать ответа потребуется в течение тридцати календарных дней. Если за этот срок ответа не последовало или противоположная сторона отказалась возвращать вам ваши деньги, приступаем к оформлению искового заявления.