Письмо-ответ – это деловая бумага, направляемая контрагенту в качестве ответной реакции на полученный запрос. Речь всегда идёт о предоставлении какой-либо информации. В материале мы подробно разберём порядок составления документа, способы его отправки.

Ответ на запрос

Как уже было упомянуто выше, письмо-ответ всегда направляется заинтересованной в получении каких-то сведений стороне. Следовательно, ждать ответа уже не придётся. Настоящая официальная бумага, как правило, является завершением диалога по конкретному делу.

Сам запрос может касаться практически любых сведений, которые необходимы контрагенту. Это может быть прайс-лист услуг, товаров, уточнение правил проведения акций, предоставления скидок, уточнение реквизитов. Отметим, что отвечать на деловой запрос в отдельных случаях необязательно. Если предприятие не заинтересовано в сотрудничестве с данным контрагентом, можно оставить письмо без ответа, однако такое поведение будет дурным тоном, нарушением правил деловой этики.

Правила деловой этики

Под деловой этикой понимают совокупность предписаний, которые необходимо соблюдать субъектам рынка при взаимодействии друг с другом. Настоящие привила придают взаимоотношениям деловую форму, позволяют контрагентам обращаться друг с другом с уважением. Речь идёт о соблюдении следующих нюансов:

  • выдерживание делового стиля языка, нейтрального тона;
  • отказ от использования жаргонизмов, ругательств, фамильярности и нецензурной брани;
  • указание реквизитов получателя и отправителя;
  • отметка о том, что письмо направляется с уважением ко второй стороне.

Взаимное уважение – это залог длительных, взаимовыгодных отношений.

Кто составляет письмо

По общему правилу вся корреспонденция подписывается руководителем организации, его заместителем или главным бухгалтером. Всё зависит от темы письма и внутреннего распределения обязанностей на предприятии. Как бы то ни было, непосредственно написанием текста занимается, как правило, не начальство. Эта обязанность достаётся подчинённым: секретарю, документоведу. Работник должен обладать грамотной речью, иметь общее представление о работе с официальными бумагами и деловой этике. От качества ответа во многом будет зависеть решение контрагента о начале или продолжении сотрудничества.

Директор получает на подпись уже финальный, готовый к отправке вариант письма. Рекомендуем уделить 5 минут времени на проверку документа, ведь подчинённый мог допустить при его составлении какие-то ошибки. Пожалуй, самым грубым упущением будет не указание способа получения ответа, средств обратной связи. Если содержание официальной бумаги полностью устраивает руководителя, можно оставлять на нём автограф.

Отправка

Всего существует четыре стандартных способа ведения деловой переписки с контрагентом. К ним относят:

  • посредством факса;
  • почтовое отправление (бумажный вариант);
  • через электронную почту;
  • лично в руки представителю второй организации.

В силу того, что настоящее письмо является ответом на полученный ранее запрос, будет логично отправить его тем же способом, что и был получен первоначальный документ. Однако такое правило верно лишь в тех случаях, когда непосредственно в тексте запроса не был указан желаемый способ получения ответа.

Как написать документ

Практика использует два способа написания текста писем: рукописный с помощью синей или чёрной шариковой ручки и машинописный при помощи компьютерных средств. Решение принимается составителем с учётом мнения руководства компании. Как бы то ни было, даже печатному варианту придётся придать физическую форму. Это связано с тем, что автограф директора должен быть «живым», то есть написанным собственноручно. Так получатель будет знать, что получил официальную бумагу не от мошенников, а само письмо не является спам-рассылкой.

Инструкция по составлению письма-ответа

В первую очередь необходимо обратить внимание на реквизиты. Прописываем сведения об организации-отправителе: ИНН, ОГРН, юридический адрес. Далее отмечаем, кто является получателем и отправителем. В дательном падеже указываем ФИО и должность руководителя компании-получателя, наименование фирмы со ссылкой на её организационно-правовую форму. Здесь же оставляем те же сведения, но уже об отправителе, в родительном падеже.

Ниже по документу посередине листа пишем слово «письмо». В силу того, что вся корреспонденция подлежит регистрации, необходимо присвоить официальной бумаге уникальный номер для документооборота, обозначить дату её составления.

На следующем этапе заполнения предстоит разобраться с основным блоком документа. Отмечаем, что компанией был получен запрос с конкретной просьбой, ссылаемся на письмо-запрос (дата, номер). Затем предоставляем контрагенту запрашиваемую им информацию в том виде, в каком он попросил её предоставить.

Если составитель заранее понимает, что полученный запрос не удовлетворит адресата, имеет смысл указать альтернативные пути решения вопроса. Сделать это можно не в каждом случае, однако если имеется такая возможность, не нужно ей пренебрегать. Как правило, речь идёт об обсуждении условий заключения договора (цена, сроки, количество и качество товара).

Примерный образец

Нами было получено письмо-запрос № 22 от 17.09.2024, в котором Вы просили предоставить прайс-лист поставляемых товаров. Вас, в частности, интересовали белые футболки с 42 размера по 54 размер.

Уведомляем Вас, что мы можем предоставить только чёрные футболки интересующих Вас размеров. Надеемся, Вы рассмотрите наше предложение.

С уважением, генеральный директор ООО «Вершки-Корешки» Ватов Н. Д.

На этом этапе письмо-ответ можно считать полностью составленным. Остаётся лишь заверить его автографом директора с расшифровкой (фамилия и инициалы), отправить адресату. Если контрагент указал какой-то конкретный способ получения, по возможности удовлетворяем его просьбу.