Коллективная жалоба – это документ, с которым одновременно несколько граждан могут обратиться в ту или иную частную организацию, государственное учреждение, сообщить о факте нарушения их прав. Сегодня мы рассмотрим, чем отличается коллективная жалоба от индивидуальной, как правильно её составить и предъявить на рассмотрение.

Коллективное обращение

Коллективное обращение подразумевает одновременное выступление нескольких лиц с одним и тем же вопросом, одной и той же просьбой. Например, одна частная организация или один государственный орган нарушил права сразу же нескольких граждан. В таком случае все представители пострадавшей стороны могут объединиться, обратиться с коллективной жалобой.

Коллективные обращения можно встретить в сфере ЖКХ. Например, жильцы дома могут пожаловаться на свою управляющую компанию, оказывающую коммунальные услуги низкого качества. Групповые жалобы также регулярно встречаются в сфере трудовых правоотношений, когда руководитель на рабочем месте позволяет себе общаться с сотрудниками по-хамски. Как бы то ни было, принято брать на веру то, что коллективная жалоба рассматривается куда более усердно, нежели индивидуальная.

Хоть и ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» никоим образом не регулирует вопрос относительно коллективности, практика такова, что групповым обращениям в действительности уделяют значительно больше внимания.

Сколько нужно человек

Ответа на вопрос о том, сколько нужно человек, чтобы жалобу можно было назвать коллективной, нельзя встретить ни в одном законе. По общему правилу коллективном считается количество людей, большее или равное двум. Обычно под коллективом понимают 2-3 человека и более. В принципе, чем больше человек подпишется под жалобой, тем больший резонанс она должна вызвать. Если проверяющая сторона увидит, какой ажиотаж создала проблема в обществе, что граждане готовы объединяться в группы для её разрешения, будут брошены все силы на скорейшее закрытие вопроса.

Каждый подписант должен будет заверить официальную бумагу своим автографом с расшифровкой, оставить на ней свои паспортные данные. Таким образом человек подтвердит своё согласие со всем вышесказанным.

Как заявить

Способы заявления коллективной жалобы несколько ограничены в сравнении с индивидуальной жалобой. Так, если индивидуальную жалобу почти всегда можно заявить через интернет, соответствующий веб-сайт, то с коллективным обращением этого сделать не выйдет. Шаблонная форма, предлагаемая к заполнению, не предусматривает самой возможности коллективного обращения.

Таким образом у коллектива граждан остаётся всего два способа передачи жалобы: нарочный и через почту. Нарочный предполагает личный контакт, передачу бумаг из рук в руки. Мы бы не рекомендовали идти вручать жалобу всем коллективом, особенно, если он довольно-таки большой. Выбираем среди подписантов представителя коллектива, доверяем ему эта задачу.

Что касаемо услуг Почты России, здесь всё ещё проще. Достаточно будет лишь посетить ближайшее отделение почтовой связи, направить по адресу организации заказное письмо с уведомлением о вручении.

Каким бы способом ни решили воспользоваться бдительные граждане, сроки обработки в любом случае останутся неизменными. Речь идёт о тридцати календарных днях, предусмотренных 59 Федеральным законом.

Форма документа

Форма коллективной жалобы в любой госорган или частную компанию не утверждается на законодательном уровне, а значит, может составляться гражданами в свободной форме. В коллективе обычно выделяют одного человека, который будет являться представителем группы. В его обязанности войдёт коммуникация с проверяющей стороной и работа с документацией, в том числе и работа по составлению текста жалобы. При оформлении жалобы следует помнить, что это всё-таки официальная бумага, а значит, она должна формироваться по всем правилам делового документооборота. Не забываем про использование делового стиля языка, соблюдаем нормы пунктуации и орфографии.

Исполнить содержание жалобы допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Носителем информации уже традиционно выступит чистый лист бумаги формата А4.

Инструкция по составлению жалобы

Первым делом обратим внимание на шапку документа. В правом верхнем углу листа бумаги прописываем, кому и от кого подаётся жалоба. В качестве данных о заявителе укажем общее наименование коллектива: «от жильцов дома № 5», «от членов СНТ «Радуга». Оставляем контактные данные представителя: номер сотового телефона, e-mail.

Ниже по документу начинаем разъяснять суть обращения. Утверждаем, что права каждого подписанта жалобы так или иначе были нарушены действиями той или иной организации, государственного органа. В подробностях расписываем, что конкретно произошло, прикладываем все имеющиеся на руках доказательства достоверности ваших слов. Это могут быть фотоснимки, видеозаписи, документы и так далее.

Следующим шагом обращаемся к представителю стороны-получателя, просим его разобраться с вопросом, принять решение, направленное на восстановление нарушенных прав граждан, уведомить о результатах проделанной работы. Итоговый вариант документа заверяем автографами всех подписантов жалобы, оставляем здесь их паспортные данные. Ответ из государственного органа должен поступить в любом случае, даже если это будет отказ.

Примерный образец