Коллективная претензия – это официальная бумага, с которой группа лиц может выступить в адрес организации, нарушающей их права. В рамках настоящего материала мы рассмотрим саму суть претензии, расскажем, может ли она быть коллективной, в каких случаях, приведём инструкцию по составлению документа.

Претензия как документ

Претензия как документ предполагает выдвижение требований от одного лица к другому. В случае коллективного обращения заявителями требований выступит сразу группа лиц, чьи законные права и интересы были нарушены действиями/бездействием одной организации. В качестве примера можно привести управляющую компанию или ТСЖ, которые ненадлежащим образом выполняют свои обязательства перед жильцами дома. Так, управляющая организация обязана подготовить дом к началу отопительного сезона, проследить за опрессовкой системы, устранить неполадки вовремя чтобы жильцы получили тепло в срок. Если со стороны теплогенерирующей компании всё готово, а ТСЖ не решило вопрос своевременно, — это повод заявить претензию.

Следует отличать жалобу от претензии, хоть они на первый взгляд и несколько схожи. Если жалоба предполагает лишь просьбу заявителя разобраться в вопросе и уведомить его о результатах проверки (выполненной работы), то претензия всегда содержит в себе требования, которые получающая сторона может удовлетворить или не удовлетворить. В случае отказа могут наступить определённые правовые последствия.

Коллектив заявителей

Сам по себе термин «коллективная претензия» не встречается в законодательных актах, тем не менее это не значит, что в качестве заявителя требований не может выступить группа лиц. Равно как исковое заявление в суд может заявиться от неопределённого или определённого круга лиц, так и претензия работает по тем же правилам. Существует мнение, что коллективные обращения рассматривают значительно быстрее, более тщательно, ведь имеет место определённый резонанс. Если проигнорировать одного человека в теории можно, то обделить вниманием сразу несколько людей будет крайне проблематично. Обездоленные граждане в случае отказа смогут заявить коллективную жалобу в прокуратуру или иной государственный орган, что не обернётся для получателя претензии ничем хорошим.

Претензию можно назвать коллективной, если под ней подписалось как минимум два человека. Чем больше заявителей требований, тем большую шумиху создаст официальная бумага в правовом поле для её адресата. Возвращаясь к примеру с жильцами дома и управляющей компанией, можно собрать подписи с большинства собственников жилого помещения. Обычно подобные документы составляются на общем собрании жильцов.

Претензионный порядок

Претензионный порядок урегулирования споров является обязательным лишь для некоторых видов правоотношений. В случае с рядовыми гражданскими конфликтами в большинстве случаев можно обойтись и без претензии, сразу же заявив исковое заявление в суд общей юрисдикции. Для того чтобы понять попадает ли ваш случай под обязательные требования законодательства потребуется проанализировать положения Гражданского и Гражданского процессуального кодексов.

Например, если спор разгорелся между службой доставки и отправителем посылки, сразу же обратиться в суд не выйдет. Об этом нам говорит статья 797 ГК РФ. Если организация отказалась удовлетворить направленную в её адрес претензию, только тогда можно будет заявляться в суд.

Форма документа

Форма претензии, в том числе и коллективной, не утверждена на официальном уровне ни одним нормативным правовым актом, что позволяет гражданам формировать её без использования каких-либо общеобязательных унифицированных бланков, руководствуясь лишь общими правилами обращения с официальными бумагами, делового документооборота. За основу для составления коллективной претензии следует взять исковое заявление, ведь два этих правовых документа крайне схожи по своим структуре и смыслу. И там, и там предполагается выдвижение требований от одного лица к другому, а значит, будут присутствовать идентичные структурные элементы.

Претензия всегда составляется на чистом листе бумаги формата А4. Содержание лучше всего исполнить в машинописном виде при помощи компьютерных средств, а ФИО и подписи заявителей – в рукописном.

Инструкция по составлению претензии

Начинаем процесс составления претензии с заполнения её шапки. Первым делом укажем, кому направляется претензия. Здесь мы должны будем обозначить полное наименование организации, которой направляется претензия, ФИО и должность её руководителя, юридический адрес. Затем здесь же отметим, от кого подаётся претензия (например, от жильцов дома № 15 по улице Ленина).

Ниже по документу указываем, какие правоотношения связывают получателя претензии и заявителей требований, утверждаем, что организация нарушает права сразу группы граждан. Здесь потребуется описать, в чём именно выражается правонарушение, какие конкретно нормы или положения договора были нарушены. Будет лучше, если вы оставите ссылки на нормы действующего законодательства.

Следующим шагом обращаемся к представителю компании-получателя, требуем приостановить правонарушения, исправить указанные в содержательном блоке недостатки, а при необходимости и выплатить заявителям денежные средства. Подобное требование можно заявить, если, к примеру, УК не исполняла свои обязательства, однако взимала плату с жильцов. За спорный период можно запросить перерасчёт.

Примерный образец